Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях
Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.
К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:
-
организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;
-
контроль исполнения сметы доходов и расходов;
-
переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;
-
выделение в учете кассовых и фактических расходов;
-
отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).
Первичные документы
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид госорганизации | Приказ, утверждающий соответствующий план счетов |
Автономные учреждения | Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н |
Бюджетные учреждения | Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н |
Казенные учреждения | Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н |
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала
«Энциклопедии решений. Бюджетная сфера»
интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ
Инструкция № 174н и больше не регулирует порядок применения первичных документов в качестве основания для отражения фактов хозяйственной жизни. Положения Инструкций в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.
В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.
Инструкция по бюджетному учету включает в себя:
-
план счетов бухгалтерского учета в организациях;
-
форму ведения бухгалтерского учета;
-
способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;
-
формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
-
методы оценки активов и обязательств;
-
корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.
Для начала дадим краткую характеристику казенным учреждениям (КУ). Она зафиксирована в ст. 6 БК РФ.
КУ — это один из видов государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и бюджетными. КУ может оказывать госуслуги, а также выполнять госфункции. Деятельность КУ обеспечивается за счет средств бюджета, бюджетная смета является основой для выплат. Также КУ имеет право участвовать в коммерческой деятельности, если это не запрещено учредительным документом, но все доходы перечисляются в бюджет.
https://www.youtube.com/watch?v=ytabout
Всё имущество принадлежит учредителю (РФ, субъекту РФ или муниципалитету) и используется на праве оперативного управления. Согласие учредителя необходимо для распоряжения любым имуществом КУ. При нехватке средств КУ учредитель отвечает по его обязательствам. В целом КУ больше всего ограничены в свободе действий и зависимы от учредителя по сравнению с прочими госучреждениями.
Нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет в казенных учреждениях, является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В нем прописаны базовые требования и правила ведения бухучета в Российской Федерации. Кроме того, есть единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Задачи бюджетного учета
К основным задачам бюджетного учета относят:
-
формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
-
формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
-
обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;
-
обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;
-
обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Основные правила учета
Особенностью бухгалтерского учета в казенных учреждениях является нумерация счетов. Они состоят из 26 знаков, в которых закодирована информация. Кодировка позволяет соотносить данные разных субъектов бюджетной системы.
Подробную информацию о составе и структуре счета бюджетного учета в КУ ищите в статье «Коды счетов бюджетного учета в 2016 году».
Записи на счетах бюджетного учета ведутся методом двойной записи. В приложении № 1 к инструкции плана счетов № 162н содержится большой набор типовых проводок, которые может использовать бухгалтер в работе.
Кроме того, пример составления проводок для образовательного учреждения смотрите в статье «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».
Итоги
Правила ведения учета в КУ подчинены общим принципам бухучета для всех экономических субъектов, конкретизированы единым планом счетов для госучреждений, а также планом счетов бюджетного учета. Последний содержит конкретные примеры записей по счетам учета.
Участвуйте в конкурсе на нашем форуме!
Подробнее
Обязанности бухгалтерии
Бухгалтерия бюджетной организации, как правило, состоит из нескольких групп — финансовая, материальная, расчетов и др.
В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая подгруппа, подгруппа по учету основных средств, подгруппа по учету расчетных операций и др.).
Обязанности бухгалтерии заключаются в следующем:
-
организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;
-
контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;
-
контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением в соответствии со сметами доходов и расходов;
-
контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
-
начисление и своевременная выплата заработной платы сотрудникам;
-
учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
-
проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
-
составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;
-
составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;
-
обеспечение хранения документации.
Требования к ведению бюджетного учета
Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.
Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.
Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:
-
любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
-
отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;
-
ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.
Бюджетный учет и отчетность
Выделяют несколько основных вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции. К таким отчетам относятся:
-
отчет об исполнении бюджета;
-
отчет о результатах деятельности;
-
отчет о движении средств.
Указанные отчеты позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее.
Обычно ко всем этим документам прилагается также и пояснительная записка, в которой уточняется та или иная не совсем понятная информация.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.