Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Обжалование действий заказчика участником

Способы обжалования участником действий заказчика. Сроки подачи жалобы

1) обращение с жалобой в контрольный орган в сфере закупок (внесудебный порядок);

2) обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий — незаконными (судебный порядок).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Участник может выбрать один из названных способов либо воспользоваться обоими. При этом необходимо учитывать установленные ограничения.

— упущены сроки обжалования, установленные ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ;

— действия (бездействие) заказчика, которые предполагается обжаловать, связаны с заключением контракта, но контракт уже заключен (ч. 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ);

— по жалобе на те же действия (бездействие) уже принято решение суда или контрольного органа (п. 4 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, не подлежат рассмотрению контрольным органом жалобы, поданные в отношении результатов оценки в случаях, установленных ч. 6 ст. 106 Закона N 44-ФЗ.

Лица, которые не подали заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик), лишены права обжаловать в контрольном органе ряд действий заказчика. В частности, они не могут обжаловать действия (бездействие), совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками, а также после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре (ч. 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

— не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов, перечисленных в ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ;

— при проведении электронных процедур — не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола, содержащего итоги проведения электронной процедуры, или протокола рассмотрения заявки единственного участника (единственной заявки) на участие в ней;

— при обжаловании положений документации и (или) извещения — до окончания срока подачи заявок;

— при проведении закрытых процедур определения поставщика — не позднее 10 дней с даты подписания соответствующего протокола ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ.

Таблица. Сроки подачи жалобы в ФАС России (иной контрольный орган) участником в некоторых случаях

Обжалуемые действия (документы) Срок обжалования Нормы
Положения документации и (или) извещения До окончания срока подачи заявок Части 3 и 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия (бездействие), совершенные после окончания срока подачи заявок при проведении электронных процедур Не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС:

— протокола подведения итогов;

— протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, в т.ч. в электронной форме;

— итогового протокола запроса предложений;

— протокола рассмотрения единственной заявки или заявки единственного участника

Часть 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в проводимом в электронной форме:

— конкурсе (открытом, с ограниченным участием (конкурса с ограниченным участием в электронной форме), двухэтапном);

— аукционе;

— закрытом аукционе либо конкурсе (в том числе с ограниченным участием, двухэтапном)

До заключения контракта {amp}lt;*{amp}gt; Часть 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении заявок на участие в проводимом в электронной форме:

— запросе котировок;

— запросе предложений

До заключения контракта {amp}lt;*{amp}gt; Часть 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия, связанные с заключением контракта Не позднее даты заключения контракта {amp}lt;*{amp}gt; Части 4, 6 ст. 105 Закона N 44-ФЗ
Действия (бездействие), совершенные после начала вскрытия конвертов с заявками на участие:

— в конкурсе;

— запросе котировок;

— запросе предложений

Не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС:

— протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок;

— протокола запроса предложений

Часть 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается заявителю без рассмотрения (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

При этом если жалоба подана физическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ч. 15.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, то такая жалоба рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По общему правилу срок рассмотрения такой жалобы составляет 30 дней со дня ее регистрации и в отдельных случаях может быть продлен не более чем на 30 дней.

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение трех месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия (решения) во внесудебном порядке (ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

СИТУАЦИЯ: Правомерен ли возврат жалобы на действия заказчика, если участник сдал жалобу на почту вовремя, но в контрольный орган она поступила позже установленного срока?

Ответ: Нет, не правомерен. Однако в судебной практике есть примеры иного подхода в ситуациях, когда жалоба поступила в контрольный орган после заключения контракта.

Рекомендация. Целесообразно направлять жалобу почтой заблаговременно, чтобы к моменту ее поступления в контрольный орган не истек установленный в Законе N 44-ФЗ срок обжалования действий (бездействия) заказчика. Такие действия участника исключат риск того, что контрольный орган в случае признания жалобы обоснованной не сможет применить некоторые из своих полномочий.

Правоприменительная практика: Практика по данному вопросу неоднородна. Существуют примеры, когда при аналогичных обстоятельствах суды, основываясь на положениях Гражданского кодекса РФ, признают жалобы поданными в срок. ФАС России придерживается такой же позиции (Письмо от 29.12.2015 N ИА/76070/15).

В ряде случаев суды считают возврат жалоб, направленных почтой в установленный срок, но поступивших в контрольный орган после заключения контракта, правомерным. При этом суды указывают, что определяющее значение имеет наличие у контрольного органа возможности совершить действия по приостановлению процедуры заключения контракта до рассмотрения жалобы, поэтому датой ее подачи следует считать дату поступления в такой орган.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Такой вывод следует из п. 2 ч. 1 ст. 29 АПК РФ. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ).

Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме. В электронной форме заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Доказывание в суде факта дарения

Участник закупки, общественное объединение, осуществляющее общественный контроль, объединение юридических лиц, а до окончания срока подачи заявок – и иные лица, которые полагают, что их права были нарушены при определении победителя торгов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе подать жалобу в контролирующие органы.

Подать жалобу могут даже те участники, которые не подавали заявку, за исключением случая, когда нарушение было совершено на стадии вскрытия конвертов в конкурсе или рассмотрения заявок в аукционе. В этом случае жалобу вправе подать только участники, заявившие о своем участии в торгах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Жалоба может быть подана на действия или бездействие уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.

Порядок подачи жалобы

Выбор контрольного органа, в который участник подает жалобу на действия заказчика

1) Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России);

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) уполномоченные органы местного самоуправления.

— муниципальные нужды — любой из названных органов с учетом территориальной принадлежности;

— нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;

— федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Это следует из положений ч. 17 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении N 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее — Регламент ФАС России), подведомственность рассмотрения жалоб определена в п. п. 3.8 — 3.11 указанного Регламента.

Закон предусмотрел следующий круг лиц, которые могут подать жалобу на нарушение установленного порядка проведения закупок (ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ):

  • общественные объединения, осуществляющие общественный контроль;
  • объединения юридических лиц.

Под любым участником закупки имеются в виду в том числе и такие участники, которые не подали заявку на участие. Однако в ситуации, когда обжалуемые действия (бездействия) лиц, ответственных за нарушение порядка проведения закупки, совершены на стадии вскрытия конвертов с заявками или открытия электронных документов, жалобу вправе подать только подавший заявку участник закупки (ч. 3 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Жалобу можно подать на действия (бездействия) следующих субъектов:

  • контрольный орган в сфере закупок (п. 13 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • государственный и муниципальный заказчик (п. 5–6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • уполномоченный орган (п. 10 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • уполномоченное учреждение (п. 10 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • специализированная организация (п. 11 ст. 3 Закона № 44-ФЗ);
  • комиссия по осуществлению закупок, ее члены (ч. 3 ст. 25 Закона № 44-ФЗ);
  • должностные лица контрактной службы (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ);
  • контрактный управляющий (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ);
  • оператор электронной площадки (ч. 4 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Закон допускает одновременно подать жалобы в контрольный орган и в суд (ч. 2 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Виды и сроки подачи жалобы приведены в таблице. По истечении сроков, указанных в таблице, жалоба может быть подана только в судебном порядке.

Однако перед судебным обжалованием лучше воспользоваться административной защитой.

Какие органы рассматривают жалобы

  • ФАС России;
  • Управления ФАС России по субъектам РФ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
  • орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере.

Контрольный орган размещает полученную жалобу в Единой информационной системе (далее – ЕИС) не позднее двух рабочих дней со дня ее получения. В ЕИС размещается уведомление о поступлении жалобы с указанием даты, времени и места рассмотрения. Жалоба направляется лицам, чьи действия (бездействия) обжалуются (ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Важно отметить, что все данные, которые по Закону № 44-ФЗ должны быть указаны, с 1 января 2016 года размещаются в ЕИС (ч. 3 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ).

В рассмотрении жалобы вправе принимать участие также лица, чьи права и законные интересы ею затрагиваются (любой участник закупки, общественные объединения, осуществляющие общественный контроль, объединения юридических лиц), они вправе представлять свои отзывы и заявлять возражения (ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Поданная жалоба рассматривается не более пяти рабочих дней. При рассмотрении жалобы орган, уполномоченный в сфере контроля за закупками, куда она подана, вправе истребовать необходимые документы и информацию (ч. 3 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Жалоба не может быть подана в отношении результатов оценки заявки по некоторым критериям, установленным в законе. Например, нельзя подать жалобу по поводу квалификации участников закупки.

При проверке по жалобе уполномоченный орган не рассматривает результаты оценки заявок по следующим критериям:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ);
  • квалификация участников закупки, их финансовые и материальные ресурсы, опыт работы, связанный с предметом контракта, деловая репутация специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).

Такое правило установлено в части 6 статьи 106 Закона № 44-ФЗ.

Контрольный орган в сфере закупок вправе (но не обязан) приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

При этом контрольный орган направляет заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган или учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок требование о приостановлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным (ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

По результатам рассмотрения жалобы контрольный орган выносит решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости выдает предписание об устранении допущенных нарушений (ч. 8 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Какие требования установлены к форме и содержанию административной жалобы

Порядок подачи жалобы и требования к ее содержанию указаны в статье 105 Федерального закона № 44-ФЗ. Так, она должна содержать сведения о сторонах жалобы, номере закупки и наименовании электронной торговой площадки (ЭТП), аргументы подателя жалобы со ссылками на нормы закона, которые, по его мнению, были нарушены, а также перечисление документов, прилагаемых к жалобе.

Успех рассмотрения дела по жалобе зависит от того, насколько аргументированно и квалифицированно она составлена.

Жалоба подается в письменной форме. Ее необходимо подписать, приложить к ней документы, подтверждающие доводы заявителя, и направить в контролирующий орган в бумажном виде либо в электронном виде с использованием ЭЦП. Если жалобу подписывает представитель заявителя, то к ней должна быть приложена доверенность.

Лицо, подающее жалобу в административном порядке, составляет ее в письменной форме. В ней нужно обязательно указать сведения, установленные в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие ее обоснованность, в конце жалобы необходимо привести перечень прилагаемых документов. Если жалобу подписывает представитель, то к ней необходимо приложить доверенность на представителя (ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам закона.

Предлагаем ознакомиться:  Защитник имеет право

Такое разъяснение содержится в письме Минэкономразвития России от 6 мая 2014 г. № 10073-ЕЕ/Д28и «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».

Дело в том, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным письменному документу на бумажном носителе, который подписывается собственноручно. Исключения составляют только случаи, когда в законе прямо указано, что необходимо составить документ исключительно на бумажном носителе (ч. 1 ст.

Для того чтобы иметь возможность в электронном виде отсылать жалобы, нужно обладать именно квалифицированной электронной подписью, которая отличается от неквалифицированной электронной подписи.

Для подтверждения подлинности электронной подписи нужно иметь сертификат ключа проверки электронной подписи. Это электронный документ или документ на бумажном носителе, выданный удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра. Сертификат подтверждает, что ключ проверки электронной подписи принадлежит владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона об электронной подписи.

Удостоверяющие центры делятся на аккредитованные и неаккредитованные. Аккредитация является добровольной, ее проводит Минкомсвязь России. Лучше обратиться в удостоверяющий центр, который имеет госаккредитацию. Перечень аккредитованных удостоверяющих центров указан здесь.

Только в аккредитованном удостоверяющем центре можно получить ключ квалифицированной подписи. Квалифицированная электронная подпись имеет дополнительную защиту – ключ проверки, который выдается аккредитованными удостоверяющими центрами.

Чтобы удостоверяющий центр изготовил ключ электронной подписи, надо представить комплект документов, указанный в статье 18 Закона об электронной подписи.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Если сотрудников с правом подписи несколько, на каждого из них выпускается персональный ключ электронной подписи. Как правило, к таким сотрудникам относятся руководитель, заместитель руководителя, финансовый директор, главный бухгалтер организации. Важно отметить, что, если электронная подпись выпускается не на руководителя организации (например, на имя главного бухгалтера, начальника договорного отдела), необходимо представить доверенность на подписание документов.

После подачи документов удостоверяющий центр должен выдать ключ электронной подписи. Конкретный удостоверяющий центр в своем регламенте устанавливает срок и порядок изготовления сертификата ключа электронной подписи. В итоге владелец электронной подписи получает:

  • ключ для создания подписи, записанный на носитель информации (например, на usb-носитель);
  • квалифицированный сертификат, в котором указан ключ для проверки электронной подписи.

Сертификат является доказательством того, что у его владельца есть ключ для создания подписи, и это можно проверить с помощью сертификата (ст. 17 Закона об электронной подписи). Образец сертификата можно найти, например, на сайте ФСС России.

Несмотря на то что Законе № 44-ФЗ нет указания, что к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие право- и дееспособность заявителя и полномочия лица, действующего от его имени, лучше их приложить. К таким документам относятся выписка из ЕГРЮЛ в отношении заявителя, устав, решение о назначении руководителя.

Если в организации образован совет директоров, к полномочиям которого по уставу отнесен вопрос о назначении руководителя, то тогда стоит приложить протокол совета директоров о назначении руководителя и решение высшего органа управления организации (общее собрание акционеров или участников, единственный акционер или участник) о выборе совета директоров в таком составе.

Внимание! В законе есть основания, по которым жалобу на нарушение порядка проведения закупок могут возвратить.

Жалобу могут вернуть без рассмотрения, если она:

  • не соответствует установленным требованиям;
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документально;
  • подана по истечении установленного срока;
  • подана на те же действия (бездействия), которые уже были обжалованы, и суд или контрольный орган в сфере закупок уже приняли решение по этому факту.

Решение о возвращении жалобы должно быть принято в срок не более двух рабочих дней и может быть обжаловано в судебном порядке (ч. 11 и 12 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Жалоба может быть подана в государственные органы, указанные в части 17 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, если обжалуются действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, а именно действия следующих органов.

1. Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России):

  • при осуществлении закупки для федеральных нужд;
  • при осуществлении закупки для федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу;
  • при осуществлении закупки для федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну.

2. Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, – при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ.

3. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, – при осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, если закупка проводится на уровне РФ, субъекта РФ или муниципального образования, жалоба может быть подана в ФАС России или распорядительные органы власти субъекта РФ, местного самоуправления.

Если же закупка осуществляется на уровне муниципального образования, то жалоба на действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, может быть подана:

  • в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на территории которого расположено данное муниципальное образование, или
  • в орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

При этом на практике возможна ситуация, когда несколько разных участников закупки обратились в разные органы: например, при проведении закупки на муниципальном уровне на приобретение транспортных средств один участник закупки подал жалобу в ФАС России, другой – в орган власти субъекта РФ, а третий – в орган местного самоуправления. В такой ситуации подлежит исполнению решение вышестоящего органа (ч. 10 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).

Основания для подачи жалобы

Ими могут послужить обстоятельства, из-за которых участник закупки или иные лица оказались в неравном положении по сравнению с другими ее участниками:

  • нарушение или игнорирование заказчиком, иными лицами установленного порядка опубликования протоколов и документов;
  • игнорирование заказчиком или иными лицами своих обязательств по подписанию госконтракта или уклонение от его подписания;
  • нарушение заказчиком или иными лицами требований о соответствии документации о закупке действующим стандартам;
  • неправомерное отклонение заявки заказчиком без указания причины;
  • нарушения со стороны других участников закупки;
  • искусственное завышение цены из-за наличия сговора участников торгов и заказчика;
  • другие вопросы, касающиеся размещения госзаказов и проведения торгов.

Спорные ситуации при проведении госзакупок нередки и требуют оперативного решения.

Судебная защита

Податель жалобы может одновременно с жалобой, поданной в административном порядке, обратиться также и за судебной защитой, а может вместо этого сразу пойти в суд.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли заявить о праве на наследство

1. Истец не обращался с жалобой в административном порядке, а сразу подал заявление в суд.

Этот вариант может нести в себе риски.

В этом случае обжаловать нужно действия субъекта, который нарушил порядок проведения закупок, поэтому он и будет выступать ответчиком.

2. Истец обращался с жалобой в административном порядке, ему отказали, и поэтому он обжалует одновременно нарушение порядка проведения закупок и отказ в удовлетворении жалобы.

В случае, когда податель обратился с жалобой в административном порядке и в ее удовлетворении было отказано, при обращении в суд следует оспаривать непосредственно сами действия (бездействие) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, с которыми не согласен участник закупки.

Обращаясь в суд с требованием о признании действий (бездействий) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, незаконными, его необходимо соединить с требованием об обжаловании решения об отказе в удовлетворении жалобы.

Это связано с тем, что ответчик по делу в случае, если решение об отказе в удовлетворении жалобы не было обжаловано, может ссылаться на это обстоятельство как доказательство законности своего поведения. Не исключено, что и суд может использовать его как один из аргументов при вынесении решения по делу. В связи с этим обжаловать следует и действия (бездействие) и решение об отказе в удовлетворении жалобы.

В этом случае решение об отказе в удовлетворении жалобы принимает административный орган (например, антимонопольный орган), соответственно, он и будет ответчиком. Одновременно с требованием о признании недействительным решения административного органа нужно указать требование о нарушении порядка проведения закупки.

Иски о признании незаконными действий (бездействий) и решений заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии рассматриваются по правилам главы 24 Административного процессуального кодекса РФ.

В заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение прав истца, какие неблагоприятные последствия у него возникли, почему он считает, что противоправным поведением ответчика нарушаются его права, какие обязательные требования были нарушены (п. 1 ст. 198 АПК РФ).

Такое заявление может быть подано в трехмесячный срок с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права, при этом по уважительным причинам срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Рассматривать такое заявление суд будет не более трех месяцев. Указанный срок может быть продлен до шести месяцев (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

3. Истец не обжалует нарушение порядка проведения закупок, а обращается с иском о признании процедуры закупки недействительной.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В главе 6 Закона № 44-ФЗ речь идет о возможности судебного оспаривания действий (бездействия) лиц, указанных в части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, и ничего не сказано по поводу возможности признания самой процедуры закупки недействительной.

Несмотря на это такой иск может быть предъявлен по общим правилам, указанным в статьях 447–449 Гражданского кодекса РФ.

Важно отметить, что с 1 июня 2015 года в Гражданском кодексе РФ статья 449 полностью изменилась.

Теперь заинтересованное лицо в течение одного года со дня проведения торгов может обратиться с иском о признании торгов недействительными. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса РФ.

Законодатель установил случаи, когда торги признаются недействительными (ст. 449 ГК РФ). А расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, несут лица, допустившие нарушения.

Сроки подачи жалобы, подготовка к рассмотрению

Сроки на подачу жалобы установлены в статье 105 Закона № 44-ФЗ и зависят от характера нарушения.

Процедура рассмотрения жалобы контролирующим органом описана в статье 106 Закона 44-ФЗ. В течение двух дней после поступления жалобы контролирующий орган уведомляет подателя жалобы и лиц, интересы которых затрагиваются, о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения. Информация о поступлении жалобы и ее содержании также публикуется контролирующим органом в единой информационной системе (ЕИС), за исключением случаев определения поставщика закрытым способом.

Либо в тот же срок контролирующий орган может принять решение о возврате жалобы в случае ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона № 44-ФЗ. Решение о возврате жалобы доводится до сведения заявителя письменно с указанием причин возврата. Если податель жалобы не согласен с решением о ее возврате, он имеет право обжаловать такое решение в суде.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

У лиц, чьи интересы затрагиваются поданной жалобой, есть право направить возражения на нее не позднее чем за два дня до даты рассмотрения жалобы контролирующим органом, при этом требования к оформлению и содержанию возражений аналогичны требованиям к жалобе.

Стороны дела по жалобе вправе участвовать в ее рассмотрении лично или через представителей, а также обязаны предоставлять контролирующему органу по его запросу информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее в любой момент до принятия решения по существу. При этом оно не сможет подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) в отношении тех же лиц.

Контролирующий орган рассматривает жалобу по существу коллегиально, в течение пяти дней после ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы уведомляются заявитель, а также лица, подавшие возражения.

По итогам рассмотрения жалобы контролирующий орган выносит одно из следующих решений:

  • о признании жалобы обоснованной полностью или частично;
  • о признании жалобы необоснованной полностью или частично.

Принятое решение может сопровождаться решением о выдаче предписания:

  • об устранении допущенных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков;
  • о совершении иных действий: составление протокола об административном правонарушении, обращение в суд с иском о признании закупок недействительными.

В трехдневный срок с момента вынесения контролирующий орган направляет решение заявителю, лицу, подавшему возражения, и лицу, чьи действия (бездействие) обжаловались, а также размещает в ЕИС информацию о результатах рассмотрения жалобы.

В случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. О судебном обжаловании по 44-ФЗ можно прочитать в других наших статьях.

Юридические услуги

Одним из ключевых направлений деятельности Юридической фирмы «BRACE» является оказание юридических услуг в сфере государственных и коммерческих закупок.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Для защиты интересов участников закупок и иных лиц мы оказываем следующую юридическую помощь в обжаловании по 44-ФЗ:

  1. анализ перспектив обжалования действий (бездействия) заказчика и иных лиц, а также рисков и возможных неблагоприятных последствий;
  2. предложение вариантов решения спорной ситуации;
  3. подготовка жалобы и пакета обосновывающих ее документов;
  4. представление интересов в контролирующем органе (УФАС, иные органы).
Добавить комментарий

Adblock detector