Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие участков для муниципальных нужд, порядок процедуры, основные проблемы

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2019 году

Ввиду большой социальной значимости и необходимости защиты прав собственников и прочих правообладателей земельных участков, а также защиты интересов государства и предупреждения коррупционных схем в конце 2014 г. Советом Федерации был одобрен закон № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Президент РФ подписал закон 31.12.2014 г. Закон вступил в силу с 1 апреля 2015 г.

Согласно данному закону, основные изменения вносились в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Закон о государственной регистрации прав, Закон об оценочной деятельности, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон о недрах и в прочие законодательные акты. В целом все изменения касаются порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В частности в Земельном кодексе [1] был изменен текст статьи 49 «Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Также кодекс был дополнен новой главой VII.1 «Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд».

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.

Закон № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] вступил в силу с 1 апреля 2015 г. и затронул Земельный, Гражданский, Жилищный, Градостроительный кодексы РФ, Законы: о государственной регистрации прав, об оценочной деятельности, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о недрах и пр.

Законодательный акт имеет большую социальную значимость, защищая права собственников и прочих правообладателей земельных участков, а также служит интересам государства, предупреждая коррупционные схемы.

Порядок изъятия земель

Рассматриваемая процедура может быть осуществлена в несколько этапов.

В первую очередь стоит выделить следующие:

  • предупреждение действующего владельца о факте наличия нарушений;
  • принятие мер органами местного самоуправления или государственной власти по изъятию земельных участков;
  • реализация участка в пользу государственного органа – данный этап предусматривает предоставление уведомления о согласии в соответствующий орган;
  • если собственник отказался от продажи своего участка, то представители органа, принявшего решение, должны решить данный вопрос исключительно в порядке судебного разбирательства.

Каждому правообладателю в рассматриваемой ситуации будет предложено соглашение о выкупе земли.

В подавляющем большинстве случаев в цену включаются следующие параметры:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость размещенных имущественных объектов;
  • сумма упущенных выгод и затраты на переезд.

Именно цена является наиболее значимым предметом в рамках переговорного процесса – ее определение в некоторых ситуациях может длиться до 3 месяцев. Обычно органы власти осуществляют покупку земли по рыночной стоимости на основании самостоятельной оценки. Конечно, владелец может не согласится с ней и, в соответствии с законодательством, привлечь к процедуре независимую экспертную группу.

В такой ситуации сумма выкупа определяется компетентными представителями суда. Исковое заявление может быть подано только через три месяца после получения собственником проекта соответствующего соглашения.

Процедура изъятия земли начинается с выявления граждан, выступающих в качестве действующих собственников. Для этих целей заинтересованный муниципальный орган отправляет запрос в государственный реестр. Если это не дало результатов, то этот запрос передается в архивы или органы государственной власти, где могут храниться данные сведения.

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие участков для муниципальных нужд, порядок процедуры, основные проблемы

Помимо прочего, поисковая операция организуется путем размещения сообщения на официальном сайте компетентного органа или на городских информационных стендах через 60 дней с момента принятия постановления об изъятии. Это в полной мере регламентируется нормами статьи 56.5 Земельного Кодекса РФ.

После обнаружения всех лиц, имеющих законные основания на распоряжение участком, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны указываться параметры изымаемых участков, расположенные на них имущественные объекты, а также реквизиты документации, на основании которой осуществляется процедура.

Постановление

Решение об изъятии обычно принимается за два месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Оно в обязательном порядке должно содержать в себе следующие нормы:

  • основания для изъятия участка;
  • лица, у которого изымается участок;
  • площадь земли и актуальные кадастровые номера.

В течение семи дней с момента принятия решения, орган исполнительной власти должен направить в определенные учреждения копию постановления о том, что собственники земли больше не имеют на нее прав.

Компенсация

Для расчета компенсационных выплат необходимо иметь информацию о кадастровой стоимости, которая приближается к рыночному показателю. Зачастую соответствующая цифра получается неопределенной и не удовлетворяет потребности собственника участка. После этого принимается решение о переоценке рыночной стоимости.

Владелец может выбрать два способа для получения выплат – наличными средствами или равноценным земельным участком на другой территории.

1)  необходимостью выполнения международных договоров РФ;

2)  строительством или реконструкцией следующих объектов федерального, регионального или местного значения:а.  автомобильных дорог всех уровней;б.  объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;в.  объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования;г.  объектов систем электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения всех уровней;д.

линейных объектов федерального и регионального значения, которые обеспечивают деятельность субъектов естественных монополий;е.  объектов энергетических систем федерального и регионального значения;ж.  объектов обороны и безопасности государства, в т.ч. инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникации, возводимых в интересах защиты и охраны Государственной границы;з.  объектов использования атомной энергии;и.  объектов, обеспечивающих космическую деятельность.

В законе предусмотрено, что изъятие земель для этих нужд осуществляется только в случае отсутствия других возможных вариантов строительства или реконструкции этих объектов. В то же время в статье 49 ЗК РФ добавлен пункт, что федеральными законами могут быть установлены и другие основания для изъятия земельных участков.

а.  запрашивает сведения об имеющихся правах в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также у предполагаемых правообладателей;

б.  обеспечивает опубликование сообщения о планируемом изъятии земли в СМИ, на своем сайте, на досках объявлений (информационных щитах) и в прочих местах согласно установленному порядку для оповещения граждан о принятых решениях органов госвласти соответствующего уровня.

Физические и юридические лица, а также госорганы и учреждения, получившие запросы о принадлежности земельных участков и недвижимого имущества, в срок 5 дней обязаны представить в уполномоченный орган сведения об имеющихся правах, а также копии документов, подтверждающих данные права.

Если права на земельные участки и/или расположенные на них объекты недвижимости не зарегистрированы в ЕГРП, правообладатели земельных участков и объектов недвижимости, подлежащих изъятию, в течение 60 дней с момента опубликования сообщения должны подать в уполномоченный орган заявления об учете их прав (обременений прав) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав).

Для проведения данного этапа – выявления лиц, которым принадлежат изымаемые земельные участки – предусмотрен срок не менее 60 дней с момента опубликования сообщения о планируемом изъятии земли. Решение об изъятии земель не может быть принято до окончания этого срока.

В случае если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган соответствующего уровня обращается в суд с заявлением о признании права собственности на такую недвижимость за Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В будущем, после изъятия земельных участков и недвижимости, если правообладатели будут выявлены и смогут доказать свое право на имущество, они смогут требовать возмещения за изъятое имущество у лиц, которым оно было предоставлено, либо при отсутствии указанных лиц возмещение должно быть выплачено за счет бюджетных средств соответствующего уровня.

IV.  Принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

а.  размещает его на своем официальном сайте;

Предлагаем ознакомиться:  Поручение об истребовании документов из налоговой

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

б.  обеспечивают его опубликование в порядке, установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов;

в.  направляет копию решения правообладателям недвижимости. Копия решения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав, в ЕГРП или в государственном кадастре недвижимости. Правообладатель может также указать для направления ему официальных документов адрес электронной почты.

г.  направляет копию решения об изъятии в орган госрегистрации прав на недвижимое имущество;

д.  копия решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и/или расположенных на них объектов недвижимости, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц, направляет организации, подавшей ходатайство об изъятии.

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения или со дня возврата отправителю заказного письма. В случае отправки правообладателю копии решения об изъятии на адрес электронной почты он считается уведомленным в день отправления письма. В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии.

  • необходимостью выполнения международных договоров РФ;
  • строительством или реконструкцией следующих объектов федерального, регионального или местного значения:
  • автомобильных дорог всех уровней;
  • объектов транспорта и связи федерального и регионального значения;
  • объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования;
  • объектов систем электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения всех уровней;
  • линейных объектов федерального и регионального значения, которые обеспечивают деятельность субъектов естественных монополий;
  • объектов энергетических систем федерального и регионального значения;
  • объектов обороны и безопасности государства, в т.ч. инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникации, возводимых в интересах защиты и охраны Государственной границы;
  • объектов использования атомной энергии;
  • объектов, обеспечивающих космическую деятельность.

Уполномоченные органы и организации

1)  для размещения объектов федерального значения – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;

2)  для размещения объектов регионального значения – исполнительные органы власти субъектов РФ;

3)  для размещения объектов местного значения – органы местного самоуправления.

1)  субъектов естественных монополий (для размещения объектов федерального и регионального значения);

2)  организаций, уполномоченных федеральными законами, законами субъектов РФ, договорами или соглашениями с органами госвласти, лицензиями;

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие участков для муниципальных нужд, порядок процедуры, основные проблемы

3)  недропользователей;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

4)  государственных унитарных предприятий (при изъятии земли для строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения в случае, если работы планируется вести полностью или частично за счет бюджетных средств);

5)  государственных учреждений (при изъятии земель с целью размещения объектов федерального или регионального значения, которые предусмотрены адресной инвестиционной программой).

Правительство РФ должно установить исчерпывающий перечень таких организаций.

Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

1)  строительство или реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения предусмотрены документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет с даты утверждения таких документов;

2)  земельные участки изымаются для создания или расширения ООПТ (особо охраняемой природной территории);

3)  земельные участки изымаются для выполнения международного договора;

4)  земельные участки изымаются для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

5)  земельные участки изымаются после признания многоквартирного дома аварийным.

При этом единственной категорией земель, которая не может быть изъята для госнужд, являются земли ООПТ, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями. И то с оговоркой «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

1)
выполнением международных договоров РФ;

перечень
объектов

  • объекты федеральных
    энергетических систем и объекты
    энергетических систем регионального
    значения;

  • объекты использования
    атомной энергии;

  • объекты обороны
    страны и безопасности государства, в
    том числе инженерно-технические
    сооружения, линии связи и коммуникации,
    возведенные в интересах защиты и охраны
    Государственной границы Российской
    Федерации;

  • объекты федерального
    транспорта, объекты связи федерального
    значения, а также объекты транспорта,
    объекты связи регионального значения,
    объекты инфраструктуры железнодорожного
    транспорта общего пользования;

  • объекты,
    обеспечивающие космическую деятельность;

  • линейные объекты
    федерального и регионального значения,
    обеспечивающие деятельность субъектов
    естественных монополий;

  • объекты систем
    электро-, газоснабжения, объекты систем
    теплоснабжения, объекты централизованных
    систем горячего водоснабжения, холодного
    водоснабжения и (или) водоотведения
    федерального, регионального или местного
    значения;

  • автомобильные
    дороги федерального, регионального
    или межмуниципального, местного
    значения.

3) иными
основаниями, предусмотренными
федеральными законами.

Примеры

Ст.
15 Федерального
закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об
организации и о проведении XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних
игр 2014 года в городе Сочи, развитии
города Сочи как горноклиматического
курорта и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации».

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

П.
10 ст. 32 Жилищного
кодека Российской Федерации от 29.12.2004
N 188-ФЗ.

П.
9,10 ст. 95 Земельного
кодекса Российской Федерации от
25.10.2001 N 136-ФЗ.

Ст.
25.2 Закона
РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Замечание

ИМХО: Введение
в ГК РФ ст. 282 в
ред. Федерального закона от 31.12.2014 N
499-ФЗ противоречит ст.
8 Конституции
РФ, нарушая принцип равной защиты всех
форм собственности в РФ: ни физическое,
ни юридическое лицо не имеют права
подать иск о принудительном изъятии
земельного участка у государства или
муниципалитета, даже в случае его
нецелевого использования.

При
этом за земельный участок, изымаемый
для государственных или муниципальных
нужд, его правообладателю предоставляется
возмещение (ст.
281 ГК
РФ). Сроки,
размер возмещения и другие условия, на
которых осуществляется изъятие земельного
участка для государственных или
муниципальных нужд, определяются соглашением
об изъятии земельного участка и
расположенных на нем объектов
недвижимости.

Порядок
изъятия земельных
участков для государственных и
муниципальных нужд установлен
Гл.VII.1 ЗК
РФ.

Для того чтобы совершить принудительное изъятие земельного участка у гражданина или юридического лица в пользу государства или муниципалитета должны иметься законные основания. Действия по отчуждению земель выполняются в следующих случаях:

  • при необходимости выполнения обязательств, возникших в связи с заключением международного договора;
  • возведение или реконструкция сооружений государственного или местного значения;
  • в связи с расширением территорий, относительно которых установлен специальный охранный режим;
  • по иным основаниям
  1. При застройке территорий объектами государственного значения должны иметься официальные нормативные акты о том, что данные объекты необходимы.
  2. Срок действия решения составляет три года с момента принятия и, если изъятие не осуществлено, необходимо будет вновь проходить все процедуры.
  3. Процесс отчуждения может быть произведен на основании решения распорядительного органа власти, а может по ходатайству соответствующего субъекта.
  4. Полномочия временных распорядителей земельного участка заканчиваются автоматически после вынесения решения об отчуждении надела.
  5. Допускается изъятие земли одного региона федерации в пользу другого, если это оговорено в его уставе.

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие участков для муниципальных нужд, порядок процедуры, основные проблемы

Изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется по отношению к любым участкам, кроме земель, изъятых из оборота или состоящих в эксплуатации у территориальных управлений государственных органов. Иногда решение принимается сразу по отношению к нескольким территориям. Акт об отчуждении считается основным документом, который узаконивает совершаемые действия по отчуждению территории.

Еще одним документом, являющимся основанием для вынесения решения об отчуждении надела, считается ходатайство. Данный документ составляется по форме, установленной Приказом от 23.04.2015 N 250 и подписывается заявителем.

Ходатайство подается лично или по почте. К ходатайству обязательно прилагается проект или межевая схема, официально получившая утверждение.

Одним из важных этапов изъятия земель в пользу государства или муниципалитета является составление запроса в ЕГРП для выяснения личности граждан, располагающих правами на земельный участок.

После направления запроса, в течение пяти дней на него приходит ответ. Если сведения о собственнике отсутствуют, уполномоченный орган обязан в течение 60-ти дневного срока выполнить следующие действия:

  1. направить аналогичные запросы в официальные архивы, учреждения, где хранится документация обо всех изменениях в рамках землепользования;
  2. выполнить публикацию сообщения об изъятии в соответствии с установленным в муниципалитете порядком;
  3. опубликовать данные сведения на официальном сайте уполномоченного органа;
  4. разместить данные о будущем отчуждении на информационных щитах.

Если процедура выявления собственников земли не дала результата, то ведомство, занимающееся изъятием, составляет и направляет исковое заявление в суд с требованием признать право собственности на данный участок, независимо от того, входил он в перечень бесхозных территорий или нет.

Допускается отчуждение сразу несколько земель, расположенных в пределах одного федерального объекта. Если на конкретной территории находятся постройки или другие объекты недвижимости, то они также должны быть изъяты, если соответствуют дальнейшей цели эксплуатации.

Решение оформляется в письменном виде и подписывается уполномоченным лицом. К документу предъявляются определенные требования:

  • в акте обозначаются данные об отчуждаемых землях и постройках, которые в дальнейшем должны быть изъяты;
  • обязательным условием оформления является присутствие в документе цели проведения процедуры;
  • обозначаются документы, которые выступают в роли оснований для отчуждения;
  • в случае принятия решения на основании ходатайства, в акте указывается заявитель;
  • в решении прописываются все имеющиеся сервитуты;
  • обязательно обозначаются строения, которые не будут подлежать изъятию.
Предлагаем ознакомиться:  Продажа комнаты в коммунальной квартире 2019

К акту требуется приложение в виде проекта территории или межевой схемы.

Соглашение заключается между государственным органом или муниципалитетом и собственником земельного участка. В том случае, если речь идет о возмещении ущерба, причиненного отчуждением земли, в документе описывается цена участка по рыночным показателям, все его характеристики и условия передачи.Если речь идет о постройке, находящейся на участке, то в соглашении указывается только ее стоимость, без выявления стоимости самого участка.

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

  • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;
  • для создания или расширения ООПТ (особо охраняемой природной территории);
  • для выполнения международного договора;
  • для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;
  • после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Компенсация (возмещение убытков) при изъятии земли

Лист 1

Особенности расчета размера компенсации (возмещения убытков) при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены в ст. 56.8 Земельного кодекса РФ.

Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Оценку размера возмещения проводят профессиональные оценщики или оценочные компании, с которыми органы госвласти заключили соответствующий договор.

а.  в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного срока — на сорок девять лет;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

б.  в случае прекращения правапостоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или организации имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;

в.  в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

2)  рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, размещенных на изымаемом земельном участке и принадлежащих лицу на праве собственности, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества;

3)  убытки, причиненные изъятием земельных участков (в т. ч. убытки в связи с невозможностью выполнения обязательств перед третьими лицами, которые подтверждены заключенными договорами). В этом случае правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке, документы, подтверждающие возникновение убытков.

4)  упущенная выгода (подлежит оценке на общих основаниях).

Лист 2

1) объекты недвижимости и неотделимые улучшения данных объектов, произведенные вопреки виду разрешенного использования земли, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка;

2) неотделимые улучшения земельного участка и/или расположенных на нем объектов, произведенные после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка;

3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя о принятом решении об изъятии земельного участка (за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство);

4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя;

5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии.

Если изъятию подлежит только часть земельного участка или за лицом, у которого он изымается, сохраняются какие-либо другие права на него, то размер возмещения уменьшается на сумму рыночной стоимости неизымаемой части участка или рыночной стоимости сохраняющихся прав.

Оценка рыночной стоимости всех видов прав на изымаемые земельные участи определяется исходя из вида разрешенного использования, установленного на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии. Это связано с тем, что при планируемом изъятии земельного участка его реальная стоимость на рынке резко уменьшается, что было бы несправедливо по отношению к правообладателям.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Особенности расчетаразмера компенсации (возмещения убытков) при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены в ст. 56.8 Земельного кодекса РФ. Оценку размера возмещения проводят профессиональные оценщики или оценочные компании, с которыми органы государственной власти заключили соответствующий договор.

  • рыночная стоимость земельных участков (если земельный участок находится в собственности) или рыночная стоимость иных прав (если земельный участок находится во владении и пользовании лица на иных видах прав, нежели право собственности). При этом:
  • в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного срока — на сорок девять лет;
  • в случае прекращения правапостоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или организации имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;
  • в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.
  • рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, размещенных на изымаемом земельном участке и принадлежащих лицу на праве собственности, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества;
  • убытки, причиненные изъятием земельных участков (в т. ч. убытки в связи с невозможностью выполнения обязательств перед третьими лицами, которые подтверждены заключенными договорами). В этом случае правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке, документы, подтверждающие возникновение убытков.
  • упущенная выгода (подлежит оценке на общих основаниях).

Основания для изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

Строительство дома на дачном участке

Понятие резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в российском законодательстве относительно новое. Основные положения данной процедуры, в том числе сам порядок резервирования, изложены в Земельном кодексе (статьи 56.1 и 70.1), а также в Постановлении Правительства №561 от 22.07.2008г [3].

Резервирование земельного участка чаще всего осуществляется с целью его дальнейшего изъятия. В таком случае две эти процедуры представляют собою логичные стадии одного процесса, связанного с изменением целевого назначения земли и переходом прав на нее. Но в то же время законодательством не предусмотрено, что изъятию подлежит только тот земельный участок, который ранее был зарезервирован. То есть изъять земельный участок можно и без его предварительного резервирования.

1)  принятия уполномоченным органом решения о резервировании земель;

2)  наличия утвержденной схемы резервируемых земель с указанием кадастровых номеров земельных участков;

3)  проведения обязательной госрегистрации ограничений прав на земельные участки в ЕГРП;

4)  внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.

Таким образом, резервирование земельного участка государственными (муниципальными) службами является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации. Если данный порядок будет нарушен, в том числе если в ЕГРП не будут внесены сведения об ограничениях прав на земельный участок, он не будет считаться зарезервированным, даже если на это есть соответствующее решение уполномоченного органа госвласти. Отказ в приобретении права собственности на данный земельный участок будет незаконным и может быть обжалован в суде.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

1)  в общем случае земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года;

2)  при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для создания особой экономической зоны, на срок не более чем два года;

3)  резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

Закон об изъятии земельных участков гласит о том, что владелец может лишиться своей собственности в следующих случаях:

  • при размещении энергетических коммуникаций;
  • при установке оборудования, относящегося к атомной энергетике;
  • при размещении оборонительных военных систем;
  • при организации космической деятельности;
  • в случае прокладывания транспортных развязок.

Стоит отметить, что существуют и прочие обстоятельства, регламентируемые действующим федеральным законодательством. Одним из ключевых условий при изъятии земельных участков считается процедура возмещения, в рамках которой определяется выкупная ценна, определяющаяся с помощью договора между действующим владельцем и государственным учреждением, занимающимся изъятием.

Если земля изымается в связи с ненадлежащим использованием, то это делается принудительно в силу того, что владелец, по сути, нарушает нормы законодательства.

Это актуально для следующих случаев:

  • участок предназначается для строительных мероприятий или ведения подсобного хозяйства, но в течение трех лет он никак не использовался;
  • использование земли осуществляется с нарушением законодательных норм, например, если из-за некорректных действий теряется плодородность близлежащих участков или нарушается экология региона;
  • земля используется для хранения химических отходов.

Решение об изъятии земли для государственных нужд принимается в исключительных ситуациях, перечень которых в полной мере прописан в статье 49 Земельного Кодекса РФ. Выкуп производится органами власти Российской Федерации или представительствами субъектов. Постановление выносится компетентными органами исполнительной власти.

Порядок осуществления операции предусматривает то, что государственные органы договариваются с собственником о сумме выкупа, условиях и остальных нюансах с помощью заключения специального соглашения. При этом правообладатели могут рассчитывать на получение компенсационных выплат по факту потери имущественных ценностей и понесенных убытков.

Изъятый земельный участок может быть заменен на объект недвижимого имущества идентичной ценности. Также гражданам в некоторых случаях предлагается другой участок меньших размеров.

Сроки, сумма и нюанс возмещения определяются в судебном порядке на основании предоставленной документации.

Под муниципальными нуждами может пониматься развитие территории, находящейся в подчинении определенного регионального субъекта. Изыматься могут только те участки, в отношении которых было ранее принято компетентное решение о комплексном переустройстве. Для этого должно заключаться специальное соглашение с исполнителями.

Такое решение принимается на основании проектной документации о межевании территории. Постановление об актуальности данного факта пересылается действующему владельцу в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения. В случае отказа от заключения договора в установленные сроки земельный участок может быть конфискован на основании судебного постановления. Помимо прочего, суд сам определяет условия изъятия и стоимость выкупа.

Денежные средства перечисляются на известный банковский счет бывшего собственника или остаются на хранении у уполномоченного нотариуса до востребования. Обжалование судебного решения может быть достигнуть только по отношению к параметру о сумме возмещения.

перечень
объектов

Примеры

Замечание

Земельные участки могут считаться зарезервированными в случае принятия уполномоченным органом решения о резервировании земель; наличия утвержденной схемы резервируемых земель; проведения обязательной госрегистрации ограничений прав на земельные участки в ЕГРП. На практике резервирование предусматривает установление некоторых ограничений прав на землю для землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков:

  • на зарезервированном земельном участке нельзя строить производственные, жилые и иные здания, даже если они соответствуют целевому назначению использования участка;
  • на таких земельных участках запрещено проводить осушительные, оросительные, мелиоративные работы, строить пруды или другие обводненные объекты.

1) запрещена приватизация земельных участков;

2) договор аренды участка и срок установления публичного сервитута не могут превышать срок резервирования таких земель.

Для прочих целей зарезервированные земельные участки до момента их изъятия использовать можно.

  • в общем случае земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года;
  • при резервировании земель для создания особой экономической зоны — на срок не более двух лет;
  • резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного транспорта, метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Ограничения для зарезервированных земель.

1)  на зарезервированном земельном участке нельзя строить производственные, жилые и иные здания, даже если они соответствуют целевому назначению использования участка;

2)  на таких земельных участках запрещено проводить осушительные, оросительные, культуртехнические и прочие мелиоративные работы, строить пруды или другие обводненные объекты.

2) договоры аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключаются на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель;

3) срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка не может превышать срок резервирования таких земель.

Соглашение об изъятии земли

Объектом соглашения выступают земельные участки и построенные на них объекты. Эти объекты могут находиться как в собственности граждан и юрлиц, так и на правах постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Соглашение об изъятии земельного надела составляется в письменном виде. В документе должна в обязательном порядке содержаться информация о:

  • периоде передачи земельной территории либо размещённой на ней недвижимости, которые будут изъяты – срок не должен быть больше полугода с момента, когда было прекращено право собственности предыдущего собственника имущества;
  • порядке и сумме выплат по возмещению ущерба, возникающего из-за взимания земельной территории либо размещённых на ней строениях;
  • реквизитах вынесенного решения об изъятии земельных участков для потребностей муниципалитета либо государства;
  • праве на земельный участок или имеющееся на нем строение, возникающее либо прекращающееся в результате изъятия;
  • целях изъятия земли и строений;
  • кадастровых номерах на земельные участки, которые будут изыматься; если у земли нет кадастрового номера, указывается условный номер, который был присвоен на основании ФЗ №122;
  • сторонах договора об изъятии земли;
  • сооружениях, не подлежащих изъятию, но построенных на территории, которая будет изъята;
  • сервитутах, действующих в отношении изымаемой земли.

Регистрация соглашения об изъятии осуществляется по правилам ГК о регистрации сделок. Процесс регистрации состоит из нескольких этапов:

  1. отправка соглашения собственнику земли на изучение и подписание;
  2. подписание соглашения собственником; при отказе подписать соглашение на протяжении трёх месяцев после его получения, орган, отправивший документ вправе инициировать принудительное изъятие земельных участков, подав иск в судебный орган;
  3. отправка подписанного соглашения обратно организации, которая его составила;
  4. подача организацией-составителем подписанного соглашения в Росреестр для его регистрации;
  5. регистрация в Росреестре передачи прав собственности от первоначального правообладателя к органу государственной власти или муниципалитету.

Собственнику имущества отправляется вместе с соглашением об изъятии земельных участков ещё несколько документов:

  • кадастровая выписка (паспорт) на землю, которая упоминается в соглашении, и на здание, построенное на этой земле (если информация о таких зданиях внесена в ЕГРП);
  • отчёт, в котором рассчитана рыночная стоимость изымаемых строений и земли;
  • отчёт, с указанием стоимости имущества (недвижимости и земли) – этот документ необходим в ситуации, когда сделка предусматривает компенсацию за изымаемое имущество методом предоставления новых недвижимых ценностей.

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В завершение статьи нужно обратить внимание на несколько ключевых моментов:

  1. В ситуации, когда правообладатель отказывается ставить подпись под соглашением об изъятии земли и строений, расположенных на ней, уполномоченный орган обладает правом подать исковое заявление о принудительном отчуждении земли в суд.
  2. Соглашение об изъятии земли подлежит обязательной регистрации.
  3. Собственник, имущество которого будет отчуждено, вправе рассчитывать на получение компенсации в виде денежной стоимости изымаемых ценностей (зданий, земли) по рыночной цене.

Список законов

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Adblock detector