Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Кто не может подвергаться к административный арест

Основания для административного задержания

Лишить свободы человека без веских оснований нельзя, даже если он совершил правонарушение. Поэтому ст. 27.3 КоАП РФ четко устанавливает случаи, когда к нарушителю можно применить административное задержание — обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении, либо исполнить вынесенное постановление по делу.

Получается, что любого человека могут задержать, чтобы:

  • пресечь правонарушение;
  • своевременно рассмотреть дело;
  • составить административный протокол, если это нельзя сделать на месте совершения нарушения;
  • исполнить принятое по делу постановление.

Однако не могут применить такую меру, если за совершенное правонарушение предусмотрено лишь предупреждение или штраф. Исключением будет и ситуация, когда сотрудник полиции может на месте установить личность нарушителя и составить протокол.

Полный текст статьи 27.3 Кодекса об Административных правонарушениях РФ

Административное задержание — это временное ограничение свободы человека, которое можно применять в исключительных случаях.

При этом задержанный имеет определенные права и может ими воспользоваться. Когда и кого могут задержать? На какой срок возможно административное задержание? Расскажем далее.

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.

Спецприемник

3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

  • 2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • 3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • 4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.

12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.

  1. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  2. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  3. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

В современной России не редки случаи, когда представители закона, чья профессиональная миссия — защищать права граждан, сами нарушают эти права. Незаконные кратковременные ограничения свободы, нарушения правил задержания, некорректное оформление сопутствующих документов — только малая часть списка вещей, с которыми может столкнуться каждый гражданин.

Вероятно, вы думаете, что достаточно хорошо знакомы со своими правами. Давайте узнаем. Мы подробно расскажем о том, что такое административное задержание, в каких ситуациях оно имеет место, кто уполномочен ограничивать свободу граждан и чем чревато составление протокола об административных правонарушениях.

Предлагаем ознакомиться:  Наказание по статье УК РФ за проникновение в жилище

Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, советы

Административное задержание необходимо в ситуациях, когда расследование правонарушения административного характера невозможно провести корректно и своевременно без кратковременного ограничения свободы нарушителя или подозреваемого.

Порядок таких мероприятий регулируется законодательством нашей страны, а именно Кодексом об административных правонарушениях. Разберемся в том, кто и за что может проводить административное задержание в соответствии с 27 статьей кодекса.

Основанием для составления протокола об административном правонарушении может служить мелкое хулиганство, подразумевающее под собой использование в общественных местах нецензурной лексики, нанесение ущерба чужому имуществу, приставания к окружающим людям.

Распитие спиртного и употребление различных психотропных веществ в публичных местах, а также последствия употребления (неадекватное поведение, приносящее физический или моральный дискомфорт другим гражданам, сон на лавке в парке и др.) также считаются административными правонарушениями. Заслужить на свой счет протокол можно, пропагандируя различные нацистские настроения с использованием соответствующей атрибутики.

Когда имеет место правонарушение административного характера, оно обнаружено и зафиксировано, нарушители могут задерживаться, если:

  • Имеется необходимость выяснения личности. Например, если правонарушитель не имеет с собой удостоверяющих личность документов или их подлинность может быть поставлена под сомнение.
  • Составлению протокола препятствовало сопротивление представителям закона со стороны нарушителя.
  • У защитников правопорядка имеются основания полагать, что нарушитель вводит их в заблуждение. То есть составлению протокола и разбирательству в сути дела нарушитель препятствует ложными показаниями.

Если объективная возможность заполнить протокол и выяснить личность нарушителей порядка имеется, административное задержание не законно. Также данная процедура неуместна в случаях правонарушений, карающихся только предупреждениями и штрафами.

Принудить гражданина к отправке в отделение уполномоченного органа может только определенный законодательством круг лиц. А именно:

  1. Полицейские.
  2. Сотрудники ведомственной или вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел, а также военнослужащие, относящиеся к этой структуре. Имеют право на задержание граждан в случаях, когда имеет место угроза охраняемым зонам и объектам.
  3. Представители ВАИ. Могут задерживать эксплуататоров военного транспорта за нарушения ПДД.
  4. Пограничники и сотрудники ОВД. В ситуациях, когда имеется угроза безопасности государственной границы.
  5. Сотрудники таможни при нарушениях таможенных порядков и правил.
  6. Уполномоченные по контролю за оборотом наркотических веществ.
  7. Судебные приставы.
  8. Представители миграционной службы.

Таким образом, представители охраны супермаркета или сотрудники частных охранных предприятий попросту не имеют законных прав на то, чтобы ограничивать чью-либо свободу и собственными усилиями доставлять людей в полицейские участки.

При осуществлении задержания правонарушителю в обязательном порядке разъясняются все его права. Так, например, задержанному должны сообщить о возможности уведомить о случившемся родственников, начальство и адвоката.

Также нарушитель порядка имеет право на бесплатного государственного переводчика, право ходатайствовать и применять в свою защиту различные доказательства, знакомиться с любыми документами, сопутствующими делу, и некоторые другие права.

Протокол об административном правонарушении должен быть оформлен в течении 3 часов с того момента, как задержанный оказался в полицейском участке. О факте задержания уведомляется прокурор в течении 12 часов, которые исчисляются с того же момента.

Далее в течении суток органы охраны порядка имеют права выяснять у задержанного обстоятельства правонарушения, однако до допроса, если в этом есть потребность, задержанный может потребовать встречи со своим адвокатом.

Срок административного задержания

  • Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
  • Административное задержание вправе осуществлять:
  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
  • военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
  • должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);
Предлагаем ознакомиться:  Долгосрочный договор аренды нежилого помещения регистрация образец

судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.

8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.

14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

  1. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  2. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
  3. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
  4. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
  5. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
  6. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
  7. Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.
  8. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:
  9. знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
  10. давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
  11. пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
  12. представлять доказательства;
  13. заявлять ходатайства и отводы;
  14. давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  15. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  16. знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  17. участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
  18. приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
  19. защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.

В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Предлагаем ознакомиться:  Взыскание долга по алиментам после 18 лет

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).

Кто может совершать задержание?

Перечень должностных лиц, которые могут ограничить вашу свободу, указан в ст. 27.3 КоАП РФ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • старшие должностные лица вневедомственной охраны;
  • военнослужащие внутренних войск МВД РФ;
  • сотрудники автоинспекции, таможни, госнаркоконтроля;
  • военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной инспекции;
  • лица при осуществлении операции по предотвращению террористического акта;
  • судебные приставы при выявлении административных правонарушений, в том числе совершенных в зале суда.

Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК

Если вас пытаются задержать, то вам необходимо проследить за порядком административного задержания. Во-первых, сотрудник правоохранительных органов должен представиться, показать документы, сообщить свою должность, основания и цель задержания. Во-вторых, вам обязаны на месте разъяснить права и обязанности задержанного, и только после этого составить протокол.

Кого не могут задержать?

Закон не позволяет подвергать административному задержанию иностранных граждан с дипломатическим иммунитетом, судей, прокуроров, следователей СК РФ и военнослужащих.

Если вас задержали, то обязаны составить протокол. В нем должны быть отражены место, время, обстоятельства и причины административного задержания. Вы вправе его прочитать и внести замечания, включая сведения о неподобающем поведении должностных лиц, причиненном ущербе и т.д. Помешать вам не имеют права.

Помните, что вам обязаны разъяснить ваши права и обязанности, и сделать соответствующую запись в протоколе. Если ее нет — его можно оспорить. У вас есть право:

  • сделать один телефонный звонок. Исключение — задержанный сбежал из психиатрической больницы, из-под стражи, уклоняется от отбытия наказания или находится в розыске;
  • на молчание и соблюдение презумпции невиновности;
  • обжаловать действия представителей власти, которые произвели задержание. Жалобу можно подать в прокуратуру и суд;
  • пригласить переводчика и адвоката;
  • ознакомиться с протоколом и иными документами по делу, а также на получение копии протокола об административном задержании.

Перед подписанием протокола убедитесь, что в нем отсутствуют пустые строки. Если они есть, то проводивший задержание сотрудник должен их зачеркнуть. Не хотите подписывать — не подписывайте, у вас есть такое право. О вашем отказе в протоколе сделают соответствующую отметку.

Добавить комментарий

Adblock detector