Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Общая характеристика

Организация охраны труда, государственное управление охраной труда предполагают разработку нормативных актов, определение требований к производственным средствам, используемым технологиям, гарантирующих безопасные рабочие условия, защиту здоровья и жизни персонала. В рамках госполитики утверждаются законы, обеспечивающие реализацию прав сотрудников на ОТ.

Что представляет собой охрана труда

Под охраной труда подразумевается ряд действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить нормальные безопасные условия труда. Для этого разработаны и существуют типовые положения о системе управления охраны труда.

В общие вопросы государственного управления охраны труда входит обеспечение рабочих определенными условиями во время пребывания их на рабочем месте. Помещение должно соответствовать санитарным нормам. Необходимо также обеспечить гигиену труда на производстве, пожарную и электробезопасность. Работодатель за свой счет обязуется проводить регулярный медицинский осмотр рабочих, обеспечивает уборку и санитарную обработку рабочих помещений. Он также должен предоставлять своим рабочим оплачиваемый или неоплачиваемый (в зависимости от стажа) отпуск по болезни.

Цели

Система государственного управления охраной труда включает в себя комплекс мероприятий, которые выполняются уполномоченными инстанциями, наделенными надзорными, координирующими, разрешительными, регулирующими и прочими функциями. Основными целями политики выступают:

  1. Разработка и реализация федеральных отраслевых и региональных программ по улучшению рабочих условий.
  2. Содействие в планировании и выполнении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности персонала.
  3. Предупреждение и устранение нарушений законодательных и нормативных предписаний по ОТ.

Обязанности представителей органов государственной охраны труда

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Что входит в обязанности того, кем осуществляется государственное управление охраной труда? Это наблюдение и контроль за работой предприятий и действиями руководителей этих предприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве.

Представители должны не только фиксировать уже имеющиеся нарушения, но и требовать устранения условий и причин, из-за которых может быть нанесен вред жизни и здоровью работников. Они проверяют соответствие имеющихся условий труда принятым в государстве стандартам и правилам, целевым программам улучшения условий и охраны труда, установленных в нашей стране для той или иной области производства.

Контроль за соблюдением правил и требований охраны труда производится федеральной Инспекцией при Правительстве Российской Федерации. Надзор за санитарным состоянием и гигиеной труда ведется Министерством здравоохранения РФ. Контроль противопожарной безопасности на производстве ведет пожарная служба при Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Они проводят обязательные плановые и внеплановые проверки для выявления и профилактики нарушений охраны труда.

Техническое, газовое и электрическое оборудование должно соответствовать принятым в стране стандартам и быть исправным. Регулярная проверка и замена пришедших в негодность частей проводится за счет предприятия.

Помимо специалистов государственной охраны труда, проверку и контроль безопасности на соответствие принятому в стране трудовому законодательству (см. ст. 216 ТК РФ с комментариями) могут проводить руководители предприятий и представители Минздрава и Министерства соцразвития. Это не избавляет администрацию организации от обязательных проверок, но дает возможность предотвратить наступление негативных последствий нарушения рабочими техники безопасности или наступления несчастного случая на производстве. А следовательно, избежать непредвиденных расходов.

Их определение и установление круга полномочий основывается на принципах федеративного устройства страны, зафиксированных Конституцией. По положениям 5 статьи, ими являются:

  1. Единство и целостность госвласти.
  2. Разграничение полномочий и предметов ведения региональных и федеральных институтов.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством. Его деятельность может осуществляться непосредственно либо через соответствующие институты власти. Органы государственного управления охраной труда реализуют полномочия по поручению Правительства. Оно же определяет пределы их компетенции.

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

На территории субъектов госполитика по обеспечению безопасности производственной деятельности реализуется уполномоченными институтами власти в рамках их компетенции. Она, в свою очередь, определяется нормативными региональными актами, в соответствии с федеральным законодательством. К примеру, в Тюменской области полномочия администрации субъекта, территориальных институтов власти, служб департаментов, комитетов, управлений устанавливается соответствующим Законом, принятым облдумой 12 фев. 1998 г.

Госуправление предполагает соответствующую деятельность со стороны органов, которые уполномочены исполнять специальные функции разрешения, контроля и надзора, направленные на осуществление общегосударственной политики. Также уполномоченные инстанции могут заниматься реализацией гарантирующих безопасность сотрудников норм закона, проводить профилактику вероятных нарушений и устранять обнаруженные недочеты.

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Инструкция по охране труда – нормативный документ для всех предприятий РФ

В чем суть системы

Цели реализации госполитики в сфере охраны труда:

  • создание должных, не несущих опасности здоровью, жизни условий трудовой деятельности на предприятиях разных форм;
  • защита прав, интересов работников;
  • предотвращение непредвиденных ситуаций, несчастных случаев, производственных травм.

Также централизованное урегулирование гарантирует эффективное взаимодействие, плодотворное сотрудничество объектов социальных и трудовых отношений.

Кем осуществляется государственное управление охраной труда в соответствии с ТК? Статья 216 определяет, что все полномочия выполняет Правительство и уполномоченные органы по его поручению. При этом Федеральные органы власти должны координировать все действия с вышестоящими.

Важно! Некоторые должностные полномочия по вопросам госуправления могут передаваться в органы (субъекты) на местах на тех условиях, которые прописаны законодательно.

Предлагаем ознакомиться:  Отсрочка оплаты государственной пошлины в суд

Госуправление осуществляется в пределах текущих должностных полномочий властными структурами федерального уровня и на местах. Дальше будет дано описание функций обоих подразделений.

Государственное управление охраной труда осуществляется, как было сказано выше, в первую очередь на федеральном уровне. Эти структуры отвечают за:

  • разработку нормативных актов, в которых прописываются основы работы отрасли;
  • разработку целевых программ федерального значения, направленных на улучшение условий труда и охраны здоровья сотрудников на производстве;
  • определение порядка обучения, инструктажа;
  • установление схемы проведения государственной экспертизы текущих условий труда;
  • разработку мер, направленных на экономическое стимулирование деятельности для обеспечения безопасных условий труда;
  • организацию взаимодействия федеральных и субъектных исполнительных органов власти с профсоюзами, объединениями работодателей для реализации программ развития и контроля совместными усилиями;
  • координирование научно-исследовательской профильной деятельности, внедрение передового мирового опыта;
  • организацию систем международного сотрудничества по вопросам трудоохранного законодательства.
Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Задачи, которые решает управление государственной охраной труда: схема

Могут структуры федеральной власти исполнять и другие функции в области госуправления охраной труда согласно положениям ФЗ и другим нормативным актам РФ.

Исполнительные субъекты органов власти на местах РФ отвечают за:

  • реализацию положений госполитики, целевых программ, направленных на улучшение условий охраны труда;
  • разработку, утверждение целевых программ территориального уровня, контроль;
  • координацию проведения процесса обучения работников на местах, включая работодателей, руководство организаций;
  • осуществление госэкспертизы условий ведения трудовой деятельности;
  • сбор, обработку информационных данных по состоянию условий, качеству охраны в организациях, находящихся в ведомстве субъекта.

Отдельные полномочия можно направлять в местное самоуправление.

Какие объекты проверяются

Госэкспертиза проводится для любых производственных объектов, если нужно провести оценку реальных условий труда. Также необходима она для промышленных производств повышенной опасности и других предприятий, где работают люди.

С учетом целей проверки различаются возможные действия уполномоченных органов, должностных лиц, которые их представляют.

Кто осуществляет государственному управлению охраной труда

Ответственный инженер проводит экспертизу объекта

Органы, осуществляющие государственное управление охраной труда, обязаны проверить, соответствует ли вознаграждение тяжести (вредности) труда, какие меры принимаются для снижения риска травматизма на работе. Знают ли работники правила безопасности, проходили ли они предварительный инструктаж по технике безопасности? Каково состояние рабочих и могут ли они (имеют ли право) работать на этом производстве или нет?

Представители Минтруда и защиты прав рабочих, осуществляющие проверку, должны, в соответствии со ст. 216 ТК РФ (в новой редакции), выехать на место и провести наблюдение и исследование, провести опрос, проверить реальное состояние технических устройств и зданий, проверить наличие на предприятии инструкций в письменном виде. А также провести контроль знания рабочими правил техники безопасности.

Ключевой институт

В качестве него выступает Министерство труда. По заданию Правительства, оно реализует функции по выработке госполитики и нормативному регулированию отношений, связанных с ОТ. Государственное управление охраной труда осуществляется Министерством путем самостоятельного принятия нормативных актов:

  1. Порядка подтверждения соответствия планирования мероприятий по ОТ установленным требованиям.
  2. Правил обучения и проверки знания нормативов по охране труда. Действие данного акта распространяется на всех работников, в том числе руководителей и нанимателей индивидуальных предпринимателей.
  3. Порядка направления на обучение по ОТ отдельных категорий лиц, застрахованных от профзаболеваний и несчастных случаев.
  4. Перечня услуг, для предоставления которых требуется аккредитация, правил ее проведения.
  5. Рекомендаций к численности работников и структуре службы охраны на предприятии.
  6. Правил по ОТ и типовых инструкций, стандартов безопасности.
  7. Методических рекомендаций по определению нормативных предписаний по охране труда.
  8. Типового положения о деятельности комиссии (комитета) по ОТ.

Остальные органы государственного управления охраной труда решают вопросы в рамках своей компетенции. Круг их полномочий определяется в Положениях и прочих нормативных актах. К примеру, по содержанию 100 статьи ТК (ч. 2), специфика рабочего времени, периода отдыха персонала, занятого на транспорте, в сфере связи и прочих секторах экономики, отличающихся особым характером деятельности, по правилам, устанавливаемым Правительством, определяется соответствующими федеральными институтами власти по согласованию с Минтрудом.

Государственное управление охраной труда в РФ – деятельность, предполагающая привлечение различных ведомств, министерств и учреждений. Особая роль ней отведена федеральным исполнительным институтам. Они осуществляют контрольно-надзорные функции, обеспечивая соблюдение нанимателями установленных требований по ОТ.

Государственное управление в сфере охраны труда предполагает выявление случаев нарушения нормативных предписаний, причин их допущения. Уполномоченные институты обязаны пресекать неправомерные действия. Для этого они вправе применять профилактические, предупредительные, ограничительные меры воздействия, ориентированные на недопущение либо ликвидацию последствий несоблюдения положений законодательства и иных актов гражданами и юрлицами.

Предлагаем ознакомиться:  Должностная инструкция оператора пульта охраны

Нюансы

Федеральные институты, реализующие отдельные задачи по нормативно-правовому регулированию, контрольно-надзорные и разрешительные функции, должны все решения, которые принимаются ими, а также выполняемые мероприятия согласовывать с Минтрудом. Положениями о министерствах устанавливаются их полномочия по ОТ.

  1. Принимает участие в реализации госполитики по охране труда.
  2. Разрабатывает и утверждает отраслевые правила, целевые программы улучшения условий работы, контролирует их исполнение.
  3. Участвует в проверке знания требований ОТ руководителей и технических директоров (гл. инженеров) предприятий топливно-энергетического комплекса вне зависимости от типа собственности.
  4. Реализует мероприятия по обеспечению радиационной безопасности на объектах ТЭК.

Виды нарушений охраны труда

Государственное управление охраной труда реализуется через утверждаемые нормативные акты. В их числе правила производственной санитарии и технике безопасности. Эти акты обязательны для соблюдения всеми работниками всех предприятий. Стандарты и правила могут быть отраслевыми, межотраслевыми или приниматься на локальном уровне.

Первые утверждаются уполномоченными ведомствами, министерствами, надзорными инстанциями, реализующими государственное управление охраны труда, совместно либо по согласованию с объединениями профсоюзов. Такие нормативные акты действуют только в конкретной отрасли народнохозяйственного комплекса. Межотраслевые стандарты и правила включают в себя требования по безопасности для определенных типов работ или оборудования, производств, используемых в нескольких секторах. Локальные документы принимаются на конкретном предприятии с учетом специфики его деятельности.

типовое положение о системе управления охраной труда

Следует различать два вида нарушений правил охраны труда.

Первый – это когда правила техники безопасности нарушает рабочий без ведома руководителя и даже вопреки его требованиям.

Второй – это когда правила техники безопасности нарушает руководитель, создавая условия, при которых рабочий вынужден нарушать технику безопасности либо давая указания, которые могут привести к чрезвычайной ситуации на предприятии.

Виновному в нарушении правил охраны труда грозит наказание в следующем виде:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • штраф;
  • отстранение от деятельности;
  • запрет на занятие определенной должности на некоторый период;
  • лишение или ограничение свободы.

Виновным лицо может быть признано только по решению суда после проведения тщательной экспертизы и проверки на предприятии, которая проводится тем, кем осуществляется охрана труда в определенном регионе. Обычно проблема решается в досудебном порядке. Например, руководитель или сотрудник государственной службы охраны труда может сделать предупреждение или выговор (в письменной форме).

ст.216 тк рф с комментарием

Уголовное наказание в виде крупного штрафа, лишения или ограничения свободы применяется только в крайних случаях. Например, если возникла чрезвычайная ситуация, нарушение грозит перерасти в техногенную катастрофу, есть покалеченные или погибшие.

Виды ответственности за факты нарушений требований по охране труда устанавливаются в статье 419 ТК РФ. Обо всех видах ответственности далее.

Обеспечение ОТ

Ее следует рассматривать в качестве комплексной системы мер, направленных на защиту индивида и среды, в которой он обитает, от рисков, возникающих при определенной деятельности. Чем сложнее она будет, тем более компактной станет система обеспечения защиты. Для формирования безопасных условий при ведении деятельности необходимо решить следующие задачи:

  1. Выполнить полный анализ рисков, возникающих при осуществлении той или иной работы.
  2. Выработать результативные меры по защите человека и среды, в которой он находится, от обнаруженных опасностей. Мероприятия должны приносить максимальный эффект при минимуме затрат.
  3. Разработать меры по защите от остаточных рисков конкретной деятельности.
    государственное управление в сфере охраны труда

Охрана труда реализуется через комплекс законодательных актов, правил, организационных, гигиенических, технических, социально-экономических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение работоспособности и здоровья человека в производственных условиях. В настоящее время ОТ рассматривается как важнейшая задача для руководителей предприятий и институтов госвласти.

Охрана труда имеет неразрывную связь с различными науками. Среди них физиология, психология, организация производства и экономика, промышленная токсикология, автоматизация технологического процесса и пр. При оздоровлении и улучшении условий профессиональной деятельности особое значение имеет применение передовых информационных средств.

ст.216 ТК РФ

Реализация мероприятий по уменьшению травматизма и заболеваемости способствует повышению активности работников, росту их производительности, сокращению производственных потерь. Кроме прочего, охрана труда тесно связана с экологической безопасностью. Фильтрация стоков, газовых выбросов, поддержание плодородия и восстановление почв, борьбы с вибрацией и шумом, обеспечение защиты от воздействия электростатических полей и прочие мероприятия также способствуют формированию благоприятных производственных условий.

Особая роль в этом принадлежит государству. Федеральными и региональными властями разрабатываются различные программы, направленные на решения наиболее актуальных вопросов по ОТ. Выработка мероприятий при этом осуществляется с учетом специфики отраслей и видов деятельности, с принятием во внимание пожеланий самих работников и нанимателей.

К сожалению, в Российской Федерации дело с обеспечением охраны труда обстоит не очень хорошо. Несмотря на жесткий контроль со стороны Минтруда и целевые программы улучшения и охраны труда, в стране существуют серьезные проблемы в области обеспечения безопасности на производстве. Ежегодно тысячи россиян погибают вследствие несчастных случаев на производстве.

Из-за того, что основные фонды на большинстве предприятий в течение длительного времени не обновлялись, работать на таком оборудовании стало опасно. Поэтому даже те, кем осуществляется государственное управление охраной, не могут приостановить работу таких предприятий, так как эта проблема существует повсеместно.

Предлагаем ознакомиться:  Не дают узаконить землю снт в зоне р 1

Даже производства, которые формально относятся к безопасным, по сути относятся к вредным. В стране растет число нетрудоспособного населения, получившего инвалидность на якобы безопасной работе. Несмотря на принимаемые государством меры, условия безопасности труда в течение ближайших несколько лет не улучшатся, так как для замены устаревшего оборудования нужны не только средства, но и время.

Инструкции

Они разрабатываются в соответствии с положениями, присутствующими в отраслевых и межотраслевых стандартах и правилах. Утверждение инструкций находится в компетенции ведомств, министерств, надзорных инстанций, реализующих государственное управление охраной труда. На основании типовых актов, наниматели разрабатывают и утверждают локальные документы по ОТ.

В таких инструкциях устанавливаются правила безопасного производства работ, поведения на предприятии, в том числе, в конкретных помещениях, строительных площадках и так далее. Непосредственно на рабочих участках здоровье и безопасность персонала обеспечивается ответственными лицами. В качестве них, как правило, выступают начальники производств, цехов и пр. В своей деятельности ответственные лица руководствуются ГОСТами, санитарными нормами и правилами, установленными для конкретного типа работ.

Что входит в понятие «охрана труда»

Под понятием «охрана труда» подразумеваются действия государственных органов по защите прав и здоровья трудящихся. Сюда входит работа не только проверяющих организаций, но и тех, кем осуществляется государственное управление охраной труда путем совершенствования трудового законодательства. В государственное управление охраной труда входят действия по проверке соответствия условий труда российскому трудовому законодательству. При этом проводится оценка следующих условий:

  • Время рабочего дня (смены). В Трудовом законодательстве РФ прописаны разные условия труда по времени для различных категорий работников. И хотя в стране принят 8-часовой рабочий день, распределение рабочих часов в течение недели может быть разным, при условии, что суммарно их количество не превышает 48 часов в неделю.
  • Выдача спецодежды и инструментов.
  • Соотношение труда и отдыха. Предоставляются ли рабочим перерывы в работе, выходные и оплачиваемые отпуска.
  • Вредность производства и какие меры принимаются для ее снижения или последствий вредного производства. Эти меры должны соответствовать типовым положениям о системе управления охраны труда. Например, рабочим вредного производства обязаны выдавать молоко. Сотрудник службы государственного управления охраны труда должен проверить факт выдачи молока рабочим.
  • Начисляются ли доплаты за работу в ночную смену или за внеурочную работу.

Проверка проводится в несколько этапов, и занимаются ее проведением специально подготовленные для этого эксперты. Те, кем осуществляется государственное управление охраной труда, проверяют не только документы, касающиеся обеспечения безопасности на предприятии (инструкции, правила техники безопасности, документы о выдаче спецодежды, молока и пр.), но и фактическое состояние безопасности на предприятии.

Постановление №1160

В соответствии с ним, разрабатываются все нормативные документы, через которые реализуется государственное управление охраной труда. Положения Постановления предъявляют определенные требования к актам, включающим в себя требования по ОТ. К таким нормативным документам относятся:

  1. Стандарты безопасности.
  2. Типовые инструкции и правила по ОТ.
  3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и нормы, предусматривающие требования к производственным факторам.
     кто осуществляет государственное управление охраной труда

Проекты актов по ОТ

Они разрабатываются:

  1. Ассоциациями, предприятиями, учреждениями, внебюджетными госфондами, объединениями.
  2. Федеральными институтами исполнительной власти, реализующими функции, связанные с выработкой госполитики и нормативно-правовым регулированием в предусмотренной сфере деятельности. При этом в разработке участвуют представители отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов.

Проекты актов, включающие в себя требования по ОТ, направляются учреждениями, предприятиями, ассоциациями, внебюджетными госфондами, объединениями в федеральный исполнительный орган, реализующий функции госуправления охраной труда. В случае отсутствия такого института, документы предоставляются в Минтруд.

ст 216 тк рф в новой редакции

Направление проектов актов производится в электронной и бумажной форме. При этом при предоставлении документов федеральными институтами власти к ним прилагаются заключения отраслевых объединений нанимателей и профсоюзов. Акты, в которых содержатся требования по ОТ, издаются Минтрудом после рассмотрения на заседании трехсторонней комиссии, уполномоченной на урегулирование социально-трудовых взаимоотношений.

Внесение изменений в документы

Корректировка актов, включающих в себя требования по ОТ, производится Минтрудом. Порядок внесения изменений устанавливается правительственным Постановлением №1160. Корректировка актов производится:

  1. При изменении законодательных норм по ОТ.
  2. По итогам комплексного изучения состояния и причин профзаболеваний и производственного травматизма.
  3. По результатам анализа отечественного и международного опыта по совершенствованию нормативной базы, улучшению трудовых условий на предприятиях.
  4. В соответствии с оценкой итогов аттестации рабочих участков, а также показателей, достигнутых при внедрении новых технологий и оборудования.
  5. По предложениям федеральных исполнительных институтов или органов региональной власти, в том числе о сбалансированности актов, включающих в себя требования по охране труда, с международными нормами. Рекомендуемые мероприятия при этом должны быть обоснованы.
    субъекты государственного управления охраной труда

Профсоюзы могут участвовать в разработке госпрограмм по вопросам ОТ и состояния среды, составлении нормативных и прочих актов, регулирующих сферу охраны труда, экологической безопасности и профессиональных заболеваний. Кроме этого, объединения ведут повседневный мониторинг за исполнением установленных предписаний.

Добавить комментарий

Adblock detector