Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Развод в исламе по инициативе жены

В Коране

В Коране можно различить четыре вида развода: две прямые формы развода — таляк и таляк ифтидат («выкуп») [2:229] и две процедуры, приводящие к разводу — иля (или зихар) [2:226-227; 58:2-4] и ли‘ан [24:6-9]. Основные положения развода упомянуты в начале суры ат-Таляк («Развод»): О, Пророк (и его община), когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Аллаха, Господа вашего (также и при разводе)!

Не выгоняйте их из их домов, и пусть они (сами тоже) не выходят, если только они не совершат явную мерзость. Таковы границы (установленные) Аллахом. А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому себе зло. Ты (о, разводящийся муж­чи­на) не знаешь, может быть, Аллах произведёт после этого какое-нибудь дело (что ты решишь вернуть её обратно).

۝ А когда они достигнут своего предела, то удерживайте их (о, мужья) согласно принятому или расставай­тесь с ними согласно принятому. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призовите в свидете­ли двух справедливых (мужчин) из числа вас и (о, свидетели) исполняйте свидетельство (только) ради Аллаха (а не для чего-либо другого).

Этим увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день. А кто будет остерегаться (наказания) Аллаха, тому Он сделает выход (из любого затруднительного положения) ۝ и Он даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает. И кто полагается на Аллаха, то для того Он достаточен (как в этом мире, так и в Вечной жизни).

(Ведь) поистине Аллах доводит Свое дело (до конца). (И) уже установил Аллах для каждой вещи меру. ۝ А те, которые уже отчаялись в месячных из ваших жён – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных. А у которых (есть) ноша – их (разводный) срок, чтобы они сложили свою ношу.

И кто остерегается (наказания) Аллаха, тому Он сделает в его деле лёгкость (и в этом мире и в Вечной жизни). ۝ Это – повеление Аллаха, которое Он низвел вам (о, люди) (чтобы вы исполняли их). И кто остерегается (нака­за­ния) Аллаха, того Он очистит от его плохих деяний и увеличит ему награду (за его благие деяния).

۝ Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: и не причиняйте им вреда, притесняя их. А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сло­жат своей ноши. А если они выкармливают для вас (вашего ребенка), то (вы) давайте им их плату (за кормление) и советуй­тесь (об оплате) между собой согласно принятого.

Развод в исламе по инициативе жены

А если вы находитесь в затруднении, то будет кормить (ребенка) для него другая (кор­ми­ли­ца). ۝ Пусть обладающий достатком расходует (на содержание бывшей жены, которая кормит для него ребёнка) из своего дос­тат­ка. А тот, у кого удел его ограничен, то пусть он расходует из того, что дал ему Аллах.

Общие положения

Согласно исламу, брак является особым типом союза между женщиной и мужчиной. В его рамках они находят уважение, любовь и упокоение. Но даже столь категоричная религия допускает разрыв брачных отношений, ведь далеко не всегда союз двух людей оказывается способен выдержать все жизненные испытания. Однако это довольно сложный процесс, предполагающий соблюдение ряда нюансов.

Таким образом, расторжение брака в мусульманстве считается возможным (категория «халяль» — дозволенное), хоть и относится к одним из наиболее нежелательных действий. Правила развода в исламе опираются на нормы Шариата, ведущими свои истоки от Корана и Благородной сунны, написанной Пророком Мухаммадом.

Данный процесс является довольно гибким, позволяя супругам хорошо обдумать свое решение. При изменении мнения и желании остаться в браке, восстановить отношения не составляет труда.

Стереотипы о разводе

Некоторые люди склонны полагать, что развод в исламе является исключительным правом мужчины, а женщина ни в коем случае не может потребовать развод. Другие думают, что мусульмане разбрасываются разводами на каждом шагу и «меняют жен, как перчатки». Третья часть людей, к сожалению, склонна считать, что муж имеет право разводиться со своей женой, как хочет и когда захочет.

Также, из-за невежества, некоторые разведённые после развода становятся лютыми врагами, а семьи бывших су­пру­гов начинают откровенно ненавидеть друг друга. В виду всех этих и других неправильных представлений о разводе и его последствиях, вкратце затронем наи­бо­лее важные нюансы, связанные с расторжением брака в исламе.

Нюансы процедуры

В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.

В хадисе есть слова, подтверждающие возможность расставания супругов в период ожидания младенца. Если жена беременна, этот факт не является поводом для запрета, однако такое расставание не является общепринятым среди мусульман. Причина, почему мусульмане не стремятся развестись в период беременности, связано с порицанием мужчины, решившимся на расторжение брака.

  • Супруги ошиблись с выбором второй половины, и оба признают этот факт.
  • В брак вмешались родители, т.е. состоялось сватовство.
  • Муж и жена взаимно отказались от исполнения супружеских обязанностей.
  • Семя испытывает денежные затруднения.
  • Между мужем и женой отсутствует доверие.

Если оба супруга решили расстаться, такой вариант является самым простым из разводных процедур в исламе.

Воспитание детей

Если супруги являются мусульманами, при расставании родителей малолетних детей чаще оставляют с матерью. Однако к матери предъявляют ряд требований, которым она должна соответствовать, чтобы при разделе детей они остались с женщиной:

  1. Быть мусульманкой.
  2. Не вступать в брак с близким родственником (махрамом).
  3. Не бы уличенной в воровстве.
  4. Не иметь интимных отношений вне брачного союза.

Также основанием для передачи ребенка отцу станет слабый рассудок или обвинения в нечестности.

Иногда мать по собственной воле отказывается от воспитания детей. В таком случае, они передаются судом на воспитание родительнице матери (бабушке), либо матери или сестре отца (бабушке или тете).

Согласие на оставление детей с матерью часто связано с тем, что женщина считается более терпеливой и милосердной.

По правилам ислама, развод дает жене мужчина. Однако решиться на подобные действия без причины – значит совершить страшный грех. Поэтому вескими основаниями для разрыва отношений является:

  1. Аморальное поведение жены. Оно может относиться к мужу, его родственникам, родителям и т. д.
  2. Вступление в интимные отношения с другими мужчинами.
  3. Невыполнение своих супружеских обязанностей.

При этом, разрыв брака предполагает следующие нюансы:

  1. Муж имеет право произнести слова развода без веской на то причины. В этом случае брак также будет расторгнут, однако муж автоматически становится грешником. Если до расторжения брачных уз он не выплатил своей жене махр (свадебный подарок), то он обязан погасить этот долг, а также отдать бывшей супруге все ее имущество и содержать ее на протяжении следующих трех месяцев.
  2. Расторжение брака возможно только в период тухр. Так называется в исламе «чистый» временной отрезок у жены, то есть, отсутствие менструации. Обязательным условием также является отсутствие половой близости между супругами в это время.
  3. Если у женщины прошли месячные, но имела место интимная связь, то разводиться в этот период нельзя. Необходимо дождаться еще одного этапа «очищения».

Развод должен соответствовать нормам ислама

Нужно понимать, что развод в исламе, так же как и женитьба (никах), является частью религии. И если человек желает, чтобы его развод, с точки зрения ислама был действительным, то он должен выполнять соответствующие требования ислама к этому поступку. Многие мусульмане скрупулёзно подходят к вопросу создания семьи и стараются, чтобы всё соответствовало канонам ислама, но при разводе каждый изобретает свои формы и модели, в большинстве своём, противоречащие требованиям ислама.

Необходимо помнить о том, что Всевышний Аллах в Коране приказал пророку Мухаммаду ﷺ, а вслед за ним и всем верующим, разводиться со своими жёнами только с учетом определённых условий. В Коране сказано: О, Пророк, когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь Аллаха, Господа вашего! [65:1].

Развод должен соответствовать нормам ислама

Решив развестись с женой, мужчина должен произнести слово «талак». Он также может прямо сказать что-то вроде «ты разведена» или «я даю тебе развод». Но считается ли брак аннулированным с этого момента? Нет. Как уже говорилось выше, ислам дает мужу и жене большое количество времени для того, чтобы как следует взвесить принятое решение и отказаться от намерения разойтись.

Поэтому традиционно развод у мусульман должен предполагать три талака:

  1. Первый. После того, как мужчина произнесет данное слово впервые, супруги продолжают жить вместе как семья. Этот период составляет три месяца, после чего у мужа остается еще две возможности для развода.
  2. Второй талак считается промежуточной стадией и дается в том случае, если за время, отведенное для примирения, мужчина не изменил своего решения. В ряде ситуаций второй развод осуществляется при свидетелях.
  3. Третий талак – это окончательное слово в мусульманском разводе. После него последствия становятся практически необратимыми.

По мнению многих ученых, исповедующих ислам, слова развода должны произноситься не в один день, а в отдельные «чистые периоды». Это не отменяет право мужчины высказать три талака единовременно, но подобное поведение будет приравнено к греху.

Также в связи с этим следует учитывать следующее:

  1. Если муж решает разорвать брачные отношения в результате трех талаков, произнесенных одновременно, то большинство богословов посчитает действительным полный развод. Однако ряд шиитских алимов считает такой вариант развития событий неверным и подобный способ разрыва брака не признает. На этот счет имеется и третья точка зрения, которая предлагает считать три талака, произнесенных единовременно, в качестве одного.
  2. Если пара проходит первую и вторую стадию развода, после чего решает воссоединиться, то для этого супругам придется пройти дополнительную церемонию бракосочетания, называемую «никах». При этом мужчина обязуется повторно выплатить махр супруге.
  3. Если же пара прошла все три стадии развода, то муж и жена не только не могут изменить свое решение, но и не имеют возможности повторно сойтись до тех пор, пока женщина не побывает в браке и вновь не разведется.
Предлагаем ознакомиться:  Работа по совместительству 2019

После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.

Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.

  • если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
  • когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
  • в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.

Поскольку мужчина имеет право вернуть супругу в течение трех месяцев, а потом снова расстаться, возникает опасность того, что женщина будет постоянно находиться в периоде ожидания, когда закончится запрет на новые семейные отношения. Чтобы оградить женщин от произвола, предусмотрено правило, запрещающее мужчине вернуть жену после трех разводов. Таким образом, трижды получая развод, женщина становится запретной, т.е. мужчина больше не сможет ее вернуть.

Развод в исламе по инициативе жены

Чтобы мужчина снова получил возможность взять бывшую супругу в жены, запретная женщина должна снова выйти замуж за другого мужчину, а затем развестись с ним. После этого появляется возможность у первого супруга снова оформить отношения с прежней женой.

При расставании решается вопрос с подарками, которые были принесены обеими сторонами в виде свадебного подарка. Если расставание произошло по инициативе мужа, подарки могу оставаться у женщины, требовать их никто не вправе.

Если состоялся развод по инициативе женщины, то подарки возвращаются мужчине в качестве компенсации, если муж не был согласен и хотел сохранить брак.

Развод в исламе требует соблюдения жесткого регламента и сопровождается порицанием. Однако, мусульмане сохраняют право на расставание и новые отношения, если предыдущие сопровождались нарушениями со стороны супругов. Сложнее всего добиться согласования женщине-мусульманке, в то врем как муж вправе отказываться и снова возвращать жену по собственному усмотрению в пределах трех раз.

Помимо сложностей в соблюдении правил, не меньшие проблемы приносят родственники, которые, в большинстве случаев, противятся расставанию и прикладывают все усилия, чтобы брак был сохранен.

В исламе развод является узаконенным действием, но порицается без наличия веских причин. Учитывая то, что развод является не только личной трагедией для супругов и для их детей, если он есть, но также серьёзно задевает чувства близких родственников су­пру­гов и их друзей, ислам порицает развод без причины.

женщина в исламе

Пророк ﷺ сказал: «Не причиняйте вред ни себе, ни другим». Поэтому, до совершения развода, ислам требует от супругов и общества выполнения определённых профилактических мер для сохранения семьи и просит убедиться в том, что были использованы все способы для урегулирования конфликта внутри семьи, не допуская распада семьи.

Начиная от старания супругов найти между собой общий язык, кончая вмешательством третейских судей из числа их родственников или доверенных лиц, нужно стараться решить проблему без принятия крайних мер. Всевышний Аллах в Коране сказал: Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра. [4:19].

Также в Коране сказано: Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. [4:35]. Но если ничего не получается сделать и проблемы в семейных отношениях только растут, как снежный ком, то лишь в таком случае развод будет узаконенным.

Исламскую религию по своим взглядам на развод можно расположить посередине позиций: между католической, христианской и иудейской. То есть, как особо тяжкий грех, развод между мужем и женой у мусульман не считается. Несмотря на то что брак мусульман священен, на основании веских причин его можно расторгнуть. Но перед этой процедурой супруги обязаны предпринять все возможные способы для сохранения брака. И только если нет другого выхода, прибегать к разводу. Причем исламские законы признают для разрыва отношений как право мужа, так и право жены.

Мусульманский развод выражается тремя способами:

  • словесно;
  • письменно;
  • знаком.

При любом способе суть его одна – порицание, ведь распадается семья и теряются достоинства брака.

В мусульманских странах брак считается делом богоугодным и здесь встречается мало одиноких мужчин и женщин. Но если мусульманские мужчины могут себе позволить заключить брак с женщиной другой веры, то мусульманским женщинам это запрещено Аллахом. Несмотря на бытующее мнение о том, что получить развод у мусульман – это не грех, развестись на деле не так легко и просто. Брак и развод в исламе оцениваются по-разному.

Последовательность

По мусульманским обычаям процедура расторжения брака должна проходить в соответствии с определенными этапами.

Следовательно, если муж решает дать жене развод, то ему придется действовать следующим образом:

  1. Необходимо дождаться периода «очищения» жены.
  2. Далее супруге дается развод, после чего запрещается иметь с ней половую связь.
  3. По истечении срока идда, муж дает еще один развод.
  4. Брак будет аннулирован, только если мужчина еще раз инициирует разрыв отношений.
  5. Даже после официального расставания, между супругами могут сохраняться определенные обязательства. К примеру, муж содержит бывшую жену в течение трех месяцев после развода, о чем уже говорилось выше.

В связи с разводом, для женщины повторно наступает период идда, в течение которого она не имеет право выходить замуж.

Кто может совершать развод?

В основе своей развод даёт муж и если он хочет дать своей жене развод, должен быть дееспособным и разводиться только по своей воле, однако согласно ханафитскому мазхабу, развод по принуждению считается дей­ст­ви­тель­ным. В случае необходимости жена тоже может инициировать развод, а судья должен помочь ей в решении этого вопроса.

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Право на развод принадлежит только мужу». Это значит, что в семейном союзе, в котором Господь распределил обязанности между супругами, преимущественное право на принятие решения о разводе принадлежит именно мужу. И с этим не поспоришь, ведь по физиологи­чес­ким особенностям мужчина и женщина отличаются друг от друга. Одно из таких различий заключается в том, что мужчина обычно более трезво оценивает ситуацию при принятии решений, нежели женщина.

Женщина обычно прислушивается к эмоциям, а мужчина больше думает о последствиях. А быть семье в дальнейшем или нет — одно из судьбоносных решений, которое, как глава семьи, принимает мужчина. И если в добавок учитывать то, что все расходы, связанные с созданием семьи ложатся только на него, то он больше других будет заинтересован в том, чтобы сохранить семью, если для этого есть возможность.

Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда муж не выполняет свои супружеские обязанности материального или ин­тим­но­го характера. В таких случаях жена может обратиться к судье, чтобы он заставил мужа выполнять свои обязанности или раз­вес­тись. А если муж не меняется в лучшую сторону и не даёт жене развод, то судья от имени ислама может их развести.

Все это происхо­дит по инициативе жены. Таким образом, развод объявляет муж, а в некоторых случаях по требованию жены может объявить об их разводе мусульманский судья. Если же муж назначит кого-нибудь своим представителем, то он тоже от его имени может дать развод. Также действителен развод в письменной форме, при условии, что мужчина адресовал письмо с разводом именно своей жене и его почерк будет понятным, а если муж не умеет говорить или писать, то развод, объявленный им на языке жестов будет считаться дей­ст­ви­тель­ным.

Период идда

В восточных традициях очень многое строится на так называемом «периоде очищения» женщины. Речь идет о менструации. И развод по мусульманским обычаям также полностью зависит от данного временного этапа. Таким образом, срок идда предполагает прохождение три цикла месячных.

Однако и здесь имеются свои нюансы:

  1. Для мусульманок, имеющих менструации, данный срок определяется в соответствии с работой их организма.
  2. Если месячные отсутствуют, то такой срок составляет три полных месяца.
  3. Для беременных женщин идда прекращается родами.

Таким образом, если мужчина решает дать три талака единовременно, то он нарушает срок идда. Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:

  1. Муж не имеет права инициировать развод в период менструации у его жены. В противном случае он совершит запретное, что не приветствуется Аллахом. Мало того, такой развод может быть отсрочен до наступления периода «очищения» у женщины. При осуществлении подобных действий со стороны супруга, жена способна оспорить разрыв отношений на законных основаниях.
  2. Если супруги состояли в половых отношениях после менструации, то развод не признается действительным до тех пор, пока не будет установлен факт отсутствия беременности.

Развод по инициативе жены

Вид развода по инициативе жены именуется аль-хуль‘. Этот вид предполагает, что жена, не желающая жить с мужем, даже выполняю­щим свои обязанности, может потребовать развод в определённых случаях. Но, опять-таки, как и в случае, когда развод даёт муж, женщина при требовании развода также должна иметь веские причины.

К ним относится неприязнь к мужу, по причине его дурного характера и т. д. Если жена требует развод, то она должна вернуть мужу свадебный дар (махр), который получила от него или установ­ленную по обоюдному согласию сумму денег. Возврат махра или обговоренного имущества даст ему возможность жениться на другой женщине.

После этого муж обязательно должен дать ей развод. В случае возникнове­ния разногласий по данному вопросу они оба мо­гут обратиться к судье. Вывод из вышеупомянутого заключается в том, что в исламе преимущественное право на развод принадле­жит мужу, но это вовсе не означает, что женщина не может инициировать развод, как было видно при разборе вышеупомянутых ситуаций. Также мы узнали о том, что мусульманский судья по просьбе женщины может расторгнуть брак с её мужем, если на то есть весомая причина.

Поскольку ислам предполагает жесткий патриархат, то право давать развод имеется только у мужчины. Единственной возможностью для женщины как-то повлиять на данный процесс является просьба мужа о расторжении отношений. При соответствующем решении мужчины, супруга имеет право также дать развод, но она должна сделать это незамедлительно, как только услышит слова мужа.

Развод в исламе – это весьма сложный процесс, который является неизменным в течение сотен лет. Из каждого правила здесь могут существовать десятки исключений, поэтому при расторжении отношений очень важно знать мусульманские обычаи. В противном случае отмена брака может быть признана недействительной, и супругам придется проходить всю процедуру повторно.

При каких условиях распадаются мусульманские семьи

Современные условия жизни, безответственность и легкомыслие, легкость заключения брака, невнимание к избраннику или избраннице, пренебрежение родительским мнением привело к тому, что сегодня в семье мусульман получить развод не грех и не исключение. Мусульмане разводятся достаточно часто, не испытывая при этом никаких угрызений совести. Причины могут быть самыми разными. Брак в этих странах теряет свое богоугодное значение.

Предлагаем ознакомиться:  Денежная компенсация за имущество при разводе

Среди самых распространенных причин для развода в мусульманской семье, называют следующие:

  • несоблюдение законов Аллаха, пренебрежение обязанностями, которые возлагаются на жену и мужа при бракосочетании. Муж должен содержать жену и детей, жена – слушаться мужа во всем, уважать. Но в действительности все совсем не так: муж ничем не обеспечивает жену, оскорбляет как ее, так и ее родственников. Жена спорит с ним, отказывается выполнять домашнюю работу, уходит из дома без его разрешения и так далее;
  • молодожены не чувствуют ответственности и несерьезно относятся к церемонии брака. Довольно часто встречаются ситуации, когда молодые мусульмане заключают брак по одной единственной причине – лучше узнать друг друга, пожить вместе и не считать это как грех, а если не понравится – быстро разбежаться без выяснения причин. Такой брак изначально нацелен на развод;
  • эгоизм, который проявляется женой и мужем по отношению друг к другу, не желание менять свои привычки, прислушиваться к мнению второй половины и уважать ее. Все это довольно быстро ведет к ссорам и скандалам, в результате чего семья распадается;
  • причиной развода легко может стать работа жены. В мусульманской семье, где деньги зарабатывает женщина, муж перестает обеспечивать ее и начинает относиться к своим обязанностям сквозь пальцы, халатно. По инициативе жены супруги разводятся, так как она сама в состоянии обеспечить себя и детей;
  • национальная неприязнь, когда родители категорически не хотят воспринимать в качестве снохи или зятя человека другой веры. Такие браки сегодня не редки, но чаще всего, первое время молодожены скрывают свое положение. А когда все обнаруживается, родственники старшего поколения настаивают на разводе и брак распадается;
  • бывают случаи, когда брак совершается очень быстро, а потом вдруг оказывается, что им даже поговорить не о чем. Причина может быть в разном социальном статусе, в разной вере, образовании, в возрасте и тому подобное;
  • утраченная традиция уплаты серьезного выкупа. Современный брак не только легко зарегистрировать, но и без сожаления его просто расторгнуть. В тех случаях, когда при заключении брака не тратятся крупные суммы на выкуп, подарки, покупку жилья для молодой семьи (а в мусульманских семьях молодожены получают от родственников свое жилье), его благоустройство, теряется материальная ценность события, разводиться ничто не мешает. Например, при заключении брака молодая мусульманская жена получила от родственников мужа дорогую машину в подарок. Если она надумает в будущем разводиться, машину придется вернуть, а это уже не всегда удается. Соответственно, с разводом можно и повременить;
  • 6 greh-li-razvodналичие второй жены тоже часто приводит к разводу. А ведь некоторые мужчины-мусульмане даже не понимают, зачем им вторая жена. Чаще всего, это происходит на фоне многочисленных проблем, во время отъезда в другую страну на заработки. Причем, вторую жену довольно часто игнорируют при материальном обеспечении. Ей не положена квартира или дом, как у первой супруги. Она не живет с мужем постоянно, а только временно встречается или живет с ним во время заработков. Второй женой просто пренебрегают, она довольно часто работает сама и обеспечивает себя сама. То есть статус нормальной семьи в такой ситуации не совсем уместен. И часто все проблемы просто надоедают женщине, она стремится получить развод, да и муж может не выдержать ревности своих женщин и их требований;
  • приводит к разводу и долгое отсутствие мужа в семье;
  • простой и большой выбор кандидатур. Совсем еще недавно вторую половину своим детям подбирали родители. Делали они это очень тщательно, иногда, в течение очень долгого времени. Современные молодые люди куда более раскрепощенные и проще подходят к этому вопросу. Найти мужа-мусульманина или жену сегодня нет проблем. Есть очень много мест, где люди могут познакомиться: социальные сети, сайты знакомств, брачные агентства. С одной стороны, такой огромный выбор – это хорошо, а с другой – люди перестают ценить друг друга – не понравилась, разведусь и найду лучше.

Все перечисленные причины являются вескими для того, чтоб развод в мусульманской семье выглядел не как грех, а как нормальное явление. И хотя он относится к запрещенным как в исламе, так и в католической церкви, ценности перестают играть какую-то роль. Люди женятся и разводятся в угоду своим прихотям, не волнуясь о том, как будут жить дальше.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Итак, развод по исламу – это допустимый шаг, на который может решиться любая пара. Но в мусульманской вере имеются также понятия обязательного, желательного, нежелательного и не разрешенного разрыва отношений.

Об этом следует поговорить более подробно:

  1. Желательный развод называется сунной. Такие ситуации возникают, если, к примеру, мужчина-мусульманин является не в состоянии обеспечить свою жену в соответствии с Шариатом, в то время как она требует этого. Желательно развестись и в случае отсутствия взаимного влечения. Если женщиной совершаются большие прегрешения (прелюбодеяние или действия, порочащие мужское достоинство), то в соответствии с верой ислама, развод также является допустимой мерой.
  2. Не разрешенное расторжение брака называется харамом. Как уже говорилось выше, никто в соответствии с верой ислама не имеет право разводиться в период менструального цикла жены, если до этого супруги состояли в интимных отношениях. Невозможен развод и на этапе отсутствия у женщины менструального цикла, если после предыдущего «очищения» она состояла в половом контакте с мужем. Если супруг смертельно болен и знает об этом, он не может развестись со своей супругой с целью лишить ее наследства.
  3. Нежелательным является развод без весомых причин. Такой разрыв брачных уз называется «карахат».
  4. В исламе существует также понятие обязательного развода. Требовать расторжения брака в этом случае может жена, которой муж отказывает в половой близости.

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.

Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием кула. Развод у мусульман — это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.

1. Нельзя давать мусульманке развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в период, когда у нее менструации, то он нарушает запрет. Развод в этом случае признается недействительным, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить.

После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод. 2. Если муж вступал с женой интимные отношения после завершения цикла, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится: забеременела она или нет. Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились.

«Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал о человеке, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас».Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо.

Время объявления развода

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните на бесплатную горячую линию:

8 800 350-13-94 — Для регионов России

8 499 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 — Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

Так как мужчины в таких странах имеют прав больше, чем женщины, то и разводятся, чаще всего, по инициативе мужа. Во время этой процедуры, в присутствии двух свидетелей, муж перед женой должен произнести слово «талак», означающее развод, расторжение брака. По мусульманским обычаям при этом должны быть соблюдены некоторые ограничения, речь о которых пойдет дальше. До момента произнесения слова, родственники и жены, и мужа предпринимают все возможные попытки для примирения супругов. Развод хоть и разрешен Аллахом, но все-таки является нелюбимым делом.

Слово «талак» необходимо произнести три раза. После первого произнесения супруги могут помириться и продолжать жить в браке дальше, до самой смерти. При условии, что слово развод произносится во второй раз, после чего муж и жена желают продолжать совместное проживание, исламские законы диктуют повторение процедуры бракосочетания. Если же слово произнесено в третий раз, муж имеет право вернуть свою жену только после того, как она повторно выходила замуж за другого мужчину.

Причину развода мусульмане могут не озвучивать, тем самым сохраняя доброе имя своей жены. По законам исламской религии запрещены фиктивные и временные браки, а женщины, которые идут на это, совершают великий грех. Разводиться в мусульманской стране можно и по инициативе жены. Случается, это намного реже и только тогда, когда муж не выполняет перед женой возложенных на него обязанностей, например, долгое время не живет в семье, не содержит жену и детей и тому подобное.

Развод следует совершить только в определённое время, и если мусульманин нарушит этот порядок, будет считаться грешником, со­вер­шаю­щим нововведение, однако такой развод, по мнению большинства мусульманских правоведов, всё равно будет считаться дей­ст­ви­тель­ным. Ранее говорилось о том, что развод в исламе является религиозной нормой, и что тот, кто хочет его совершить обязательно должен следовать предписаниям ислама в этом вопросе.

Всевышний Аллах в Коране сказал: О Пророк! Когда вы даёте жёнам раз­вод, то разводитесь в течение установленного срока. [65:1]. Имам Ибн Касир в своём известном труде по толкованию Корана напи­сал, что мусульманские учёные в этом аяте под «установленным сроком» понимали «чистый пе­ри­од», во время которого женщина не всту­пала в близость со своим мужем (то есть период между двумя месячными, в течение которого между супругами не было половой близости).

Предлагаем ознакомиться:  Как делится материнский капитал при разводе

Очень часто приходится слышать о том, что многие современные мусульмане сразу же после конфликтов или возникнове­ния проблем, без учета времени и других обстоятельств, разводятся со своими супругами. Приведённый выше аят Корана указывает на то, что такой развод является греховным поступком и нововведением.

Таким образом, в соответствии с установлениями ислама, развод должен быть совершён только в «чистое время», в течение которого между супругами не было близости. Иначе развод будет считаться нововведением и греховным действием, но по мнению большинства правоведов развод будет иметь юридическую силу.

Согласно исламу, мужу дается право на три раза развода со своей женой, однако ислам запрещает ему давать более одного развода за раз. После объявления третьего окончательного развода супруги больше не могут заново сойтись в браке, пока разведенная женщина не выйдет замуж за другого чело­века, с которым должна жить полноценной супружеской жизнью.

Если же потом она разведётся с ним или станет вдовой, то она может заново заключить брак с мужчиной, который до этого был женат на ней. В Коране сказано: Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха.

Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих. [2:230]. Поэтому категорически нельзя разбрасываться разводами, как поступают некоторые невежественные мужчины в наше время. Для многих из них дать три развода за один раз или подряд, без учёта времени стало чуть ли не героизмом, даже встречаются такие, кто считает, что по исламу именно так и нужно разводиться, — не иначе.

Всевышний Аллах в Коране сказал: Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. [2:229]. Учёные говорят, что если бы сразу можно было давать три развода, то Всевышний Аллах не уточ­нил бы количество разводов тремя отдельными разводами.

Мусульманские ученые единодушны в том, что категорически запре­ща­ется разводиться два или три раза подряд в течение одного «чистого периода», также как нельзя разводиться во время месячных и в «чистое время», в течение которого супруги вступали в близость. Запрет на использование более одного развода в один «чистый пе­ри­од» свя­зан с желанием ислама сохранить супругам шансы для примирения, так как использование двух разводов подряд умень­ша­ет эти шан­сы, а троекратный развод вовсе лишает супругов возможности спасти семью от полного распада.

По мнению большинства правоведов после развода жена должна оставаться в супружеском доме до окончания трёх месячных после произнесения слов развода. Этот послеразводный период, в течение которого женщине запрещается выходить замуж за другого чело­века называется ‘иддой. По мнению правоведов шафиитского мазхаба ‘идда заканчивается после окончания трёх «чистых периодов».

По мнению учёных ханафитского мазхаба также разрешается давать во время ‘идды по одному разводу в течение трёх «чистых пе­ри­одов» между месячными, пока разводов в сумме не получится три. Стоит отметить, что ‘идда беременной женщины продолжается до рождения ребёнка, а в случае смерти мужа ‘идда вдовы составляет четыре месяца и десять дней.

Поскольку развод в мусульманстве — это разрыв связей с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, из которых укажем на следующие:

1.Необходимость соблюдения периода идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в интимные отношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак. Это соответствует следующим словам Всевышнего:

О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы. (Сура Сонмы, 33:49)

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж:

три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации;

три месяца, если она не имеет менструаций;

время до рождения ребенка, если она беременна.

Запретность жены для мужа (т.е. запрет на вступление с нею в брак) в том случае, если он до этого давал ей развод дважды. Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется по какой-либо дозволенной причине. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего: Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. Сура «Корова», 2:229

Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим. Сура «Корова», 2:230

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: «Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой».

«Как это?» — спросила жена.

«Я дам тебе развод, — ответил муж, — а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока». Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Аллах Всевышний ниспослал следующее: «Развод — двукратен…», ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: «Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?» (Коран, 4:20).

Если инициатива развода исходит со стороны жены, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: «О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, — нечестивцы» (Коран, 2:229).

Однажды женщина пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: «Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?» И она сказала: «Да». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари).
В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но вынуждена требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.
Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

Виды развода с учетом его формулировок

Развод в исламе бывает откровенным (сарих) и метафорой (кинайа). Многие мусульмане постоянно обращаются с вопросами по поводу фраз, используемых при разводе. Пока одни думают, что любая ссора между супругами является разводом, другие все-таки надеются, что от сказанных ими слов при разводе будет зависеть возможность сохранить семью.

«

Чтобы помочь и тем и другим, хочется обратить внимание мусульман на то, что от использованных слов при разногласиях супругов, действительно, многое зависит. Если это были слова, указывающие только на развод, в таком случае развод действителен. Слова, указывающие на однозначное желание мужа совершить развод со своей женой называются откровенными (сарих).

Добавить комментарий

Adblock detector