Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

Состав и оформление смет бюджетной организации

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях {amp}lt;1{amp}gt; некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение — аналог п. 1 ст. 48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих документов ни в названном Законе, ни в подзаконных актах не установлено.

Стоит ли в данном случае под самостоятельным балансом подразумевать бухгалтерский баланс, который является лишь одной из форм бухгалтерской отчетности, составлением которой занимаются и АНО, — вопрос достаточно спорный (хотя многие эксперты именно так и поступают). В то же время, что подразумевается под сметой, тоже не понятно, кроме того, не уточняется, идет ли речь о смете доходов и расходов.

В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера смету можно охарактеризовать как документированный финансовый (бухгалтерский) план поступления и расходования средств, используемых для финансирования деятельности некоммерческих организаций. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы).

Кроме того, в п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях указано, что высший орган управления НКО (в АНО — это коллегиальный высший орган управления) утверждает финансовый план некоммерческой организации и внесение в него изменений. Следовательно, остается следующее. Во-первых, АНО в силу требований законодательства РФ составляют бухгалтерский баланс.

Во-вторых, поскольку положений об обязательном составлении сметы доходов и расходов (финансового плана) в нормативных актах нет, считаем, что решение о необходимости составления сметы АНО принимает самостоятельно, руководствуясь принципом целесообразности. При этом смету доходов и расходов в обязательном порядке должен утвердить высший орган управления АНО либо постоянно действующий коллегиальный орган управления, если таковой создается в соответствии с учредительными документами.

Автономная некоммерческая организация помимо того, что принимает решение о необходимости составления сметы, самостоятельно определяет перечень статей доходов и расходов, размер доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.

Примечание. В Законе об автономных учреждениях {amp}lt;2{amp}gt; отсутствует указание на необходимость составления АУ сметы доходов и расходов. В то же время для них есть другой документ аналогичного содержания — это план финансово-хозяйственной деятельности. По сравнению со сметой (финансовым планом) он является более объемным документом, включающим не только доходы и расходы, но и другие, в том числе натуральные, показатели деятельности, такие как объем оказанных населению услуг {amp}lt;3{amp}gt;.

Смету по сравнению с планом финансово-хозяйственной деятельности составить проще. Однако в обоих случаях некоммерческие организации сталкиваются с одной и той же проблемой: отсутствуют четкие указания по порядку их составления. В поисках решения вопроса о том, как составить смету, обратимся к бюджетным инструкциям, в частности к Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения {amp}lt;4{amp}gt;. Для такого учреждения смета является бюджетом, а сам процесс ее составления — бюджетированием.

В бюджетной смете выделяются вступительная, содержательная и оформляющая (заключительная) части. Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в смету, отчетный год и т.д.). Содержательная часть, как правило, оформляется в виде таблицы, включающей наименования направлений расходования средств и соответствующих им доходов, а также конкретные суммы средств.

Заключительная (оформляющая) часть формы сметы содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данные. К таким лицам относятся руководитель, начальник планово-финансового отдела или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, после которого указывается дата подписания (подготовки) сметы.

Автономная некоммерческая организация, конечно, не бюджетное учреждение, но она может позаимствовать структуру и основные показатели сметы бюджетников. При этом у АНО больше возможностей для маневра при составлении данного документа, так как ее не ограничивают рамки Бюджетного кодекса. Со своей стороны добавим, что АНО, осуществляющая деятельность уже не первый год, может взять за основу показатели предыдущей сметы и доработать их, а если смета не была выполнена, то лучше отталкиваться от фактических показателей деятельности АНО за предыдущий период.

АНО, которая не имеет наработок для подготовки сметы доходов и расходов, за основу может взять показатели АНО или АУ, занимающихся оказанием аналогичных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и других сферах деятельности. На основании данных «конкурентов» АНО может запланировать свои доходы и расходы на предстоящий год с учетом потребностей и возможностей в оказании социальных услуг.

Несмотря на то, что некоммерческое предприятие не имеет доходов, финансы ему всё же потребуются:

  • для поддержания работы,
  • на аренду помещений,
  • для оплаты труда управляющих,
  • на хозяйственные нужды,
  • для реализации проектов и т.д.

Источниками средств могут быть:

  • вступительные взносы участников,
  • подарки,
  • гранты,
  • проценты от денежных вкладов,
  • благотворительные взносы.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг

К некоммерческим организациям относятся любые официально зарегистрированные сообщества, которые не ставят своей основной целью зарабатывание денег.

Иными словами, предпринимательской деятельностью НКО заниматься права не имеют (за исключением случаев, когда эта самая деятельность направлена на достижение их прямых целей).

Обычно эти организации работают в сфере образования и здоровья, культуры, религии, спорта и т.п.

Тем не менее, для их функционирования, как и для коммерческих или бюджетных структур, также требуются определенные финансы. Они могут поступать в качестве вступительных и членских взносов, благотворительности, процентов от вкладов, безвозмездных актов дарения, грантов и т.д. Эти средства расходуются на поддержание деятельности организации, оплату работы администрации НКО, аренду помещений, хозяйственные нужды, поддержку каких-то проектов и прочее.

В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:

  • ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
    • доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
    • операций сектора госуправления,
  • планируемые расходы средств, ожидаемых в текущем году (по кодам операционных классификаций сектора госуправления).

Данная смета составляется в трёх экземплярах по образцу, представленному в Приложении 5. В её доходную часть включается остаток средств, который образовался на начало периода (финансового года). Оплата тех налогов, которые не включаются в состав расходов, вносятся с «минусом» по соответствующим им кодам доходов бюджетов. К таким налогам относятся НДС и налог на прибыль.

Подразделения структур загранаппарата представляют в Финдепартамент в 2-х экземплярах сметы, соответствующие доведённым лимитами средств, полученным от разрешённой деятельности, с приведёнными расчётами и обоснованиями. Форма для образца документа представлена в Приложении 6 Приказа.

В верхней, головной, части этой сметы, помимо полей для наименования должностного лица, даты утверждения документа и указания организации – получателя бюджетных средств, присутствуют табличка с указанием кодов:

  • Код ОКПО – общероссийского классификатора предприятий/организаций. Позволяет определить сферу деятельности организации, являясь отраслевым показателем. Код состоит из семи цифр и не может повторяться для разных организаций. Благодаря ему происходит идентификация бизнес-субъектов, совмещаются и упорядочиваются данные о них в государственных инфосистемах.
  • Код ППП – перечень прямых получателей. 3-значный код глав министерств и ведомств.
  • Код ОКЕИ – по общероссийскому классификатору единиц измерения указывает код валюты, в которой приводится смета. Эта же единица измерения вписывается рядом с показателями кодировки.

В табличной части как в статьях дохода, так и в статьях расхода, напротив каждого наименования в первой колонке вписывается принятый код статьи и подстатьи.

Состав сметы доходов и расходов

Как уже отмечалось выше, наиболее высокие требования по составлению сметы расходов предъявляются к бюджетным учреждениям. Поэтому вполне логичным будет рассмотреть конкретный пример именного такого расчета, так как выполнение других вариантов в большинстве случаев значительно проще.

В качестве подобного простого примера можно привести вариант заполненной сметы расходов и доходов некоммерческой организации.

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

Документ состоит из двух основных частей. В первой из них указаны источники формирования доходов, а во второй – направления их расходования с четким указанием сумм по статьям затрат и реализуемым программ и распределения по кварталам. В результате после изучения сметы создается четкое представление как об основных параметрах деятельности организации на планируемый календарный период.

Как видно из приведенного примера, оформление, согласование и утверждение рассматриваемого документа выполняется в произвольной форме. Гораздо выше требования, предъявляемые при составлении сметы расходов и доходов бюджетным учреждением, бланк и пример заполнения которой приведены ниже.

Нормативными актами четко прописывается форма документа, его структура, а также то, как составить смету расходов таким образом, чтобы это соответствовало действующему российскому законодательству. При этом шапка документа выглядит следующим образом.

Расчетная часть документа состоит из четырех разделов: в первых трех содержатся данные об основных расходах организации, которые суммируются в итоговом четвертом.

В рассматриваемом примере нет затрат по второму и третьему разделу, поэтому итоговый практически повторяет данные первого разделв в несколько измененном формате. Смета расходов подписывается тем, кто ее составлял, проверял и руководителем бюджетного учреждения.

В соответствии с п.3 ст. 29 ФЗ-7 «О некоммерческих организациях», к компетенции высшего органа управления (или постоянно действующего коллегиального органа управления) любой некоммерческой организации относится утверждение финансового плана и внесение в него изменений.Список документов, запрашиваемых регистрирующим органом при проверке деятельности некоммерческой организации (в Самарской области, по крайней мере), включает и финансовый план (смету), утвержденный высшим органом управления организации.

Для бюджетных учреждений и НКО смета является средством контроля расходов денежных ресурсов. Процедура составления и оформления сметной документации регламентируется gриказом Минфина от 20.11.2007 г. № 112н. Нормы касаются таких некоммерческих структур, как:

  • учреждения, оказывающие образовательные услуги;
  • организации, основной сферой деятельности которых являются услуги в сфере культуры или медицинского обслуживания;
  • разные виды кооперативов;
  • местные органы власти;
  • благотворительные компании;
  • объединения по религиозному признаку;
  • подразделения, находящиеся в подчинении у МО, МЧС или МВД.

Бюджет доходов и расходов составляется для проведения аналитических мероприятий с целью оценки эффективности работы отдельных подразделений. В документ закладываются предполагаемые к получению суммы доходов в разрезе по источникам их происхождения, направления расходования средств. По итогам отчетного периода сведения фактически произведенных операций сопоставляются с прогнозными данными.

В бюджетной сфере система показателей приводится в сметах с привязкой к кодам классификации расходов. Для каждой группы затрат предусмотрена детализация до кодовых обозначений подгрупп расходов бюджета. На этапе согласования и утверждения прогнозируемых доходов и расходов с главным распорядителем средств смета должна комплектоваться письменными обоснованиями для каждого показателя. Все значения плановых величин должны быть подкреплены расчетами.

Предлагаем ознакомиться:  Как уведомить ребенка что я планирую взыскивать с него алименты

Бюджет доходов и расходов предприятия, образец документа, содержит два обобщенных блока информации:

  • сведения о доходных поступлениях, запланированных на следующий финансовый год;
  • данные о предполагаемых расходах, необходимость осуществления которых может быть доказана документально.

Доходы в плановых показателях указываются с источником финансирования в поквартальной или помесячной разбивке, аналогичная система дробления предусмотрена для затратных операций. Статьи затрат могут быть классифицированы по таким направлениям:

  • оплата труда;
  • страховые взносы;
  • расчеты по командировкам;
  • транспортные затраты;
  • хозяйственные расходы;
  • амортизационные отчисления;
  • арендные платежи;
  • приобретение ОС;
  • банковское обслуживание.

Для подведения итогов эффективности деятельности и исполнения сметы используется несколько методик анализа:

  • горизонтальный тип;
  • вертикальный;
  • факторный;
  • коэффициентный.

Для горизонтального анализа характерно определение относительных и абсолютных изменений показателей деятельности в заданном интервале времени. Вертикальный метод используется для оценки структуры доходных поступлений и направлений расходования ресурсов, динамики их изменения. Анализ доходов и расходов предприятия факторным способом дает возможность выделить обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на размер доходов и затрат. Методика расчета коэффициентов предназначена для составления комплексной оценки текущего положения финансового сектора организации.

На протяжении года организации, применяющие систему бюджетного планирования, стремятся полностью выполнить смету по всем заложенным в нее направлениям. По окончании отчетного периода проводится анализ доходов и расходов на предмет полноты исполнения прогнозных величин. По каждой статье плановых поступлений и затрат проставляются фактические суммы и выводятся отклонения. Такой подход позволяет учесть недоработки текущего периода в системе планирования при разработке сметы на следующий год.

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

Анализ доходов и расходов предприятия предполагает проведение таких мероприятий:

  1. Оценка своевременности и полноты получения ресурсов от распорядителя средств, оперативности доведения лимитов и правильности их отражения в учетной документации.
  2. Проверка кассовых и фактических затрат.
  3. Определение процента выполнения запланированного объема работ по расходным статьям сметы.

Остатки денег на начало периода Сумма полученных средств за весь год – Величина оставшихся на счетах денег на последний день финансового года.

Кассовые расходы – ((Кредиторская задолженность на конец года – величина долга на начало периода) (Остатки материалов на конец года – остатки по счету на начало анализируемого периода) Размер изменения величины дебиторской задолженности Разница между сальдо на начало и конец года по счету учета расчетов с подотчетными лицами).

По своей структуре смета может напоминать одну из форм бухгалтерской отчетности — отчет о целевом использовании полученных средств (форму N 6), различие заключается в том, что отчет составляется по факту прошедшего периода, в то время как в смете указываются планируемые показатели. Другое различие состоит в том, что в смете каждая организация выбирает самостоятельно, как ей выделять доходы и расходы.

В составе доходов указываются все доходы АНО, получаемые как в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности. К первой группе относятся вступительные (членские) взносы, добровольные пожертвования, целевые поступления на уставную деятельность АНО.

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

Во вторую группу входят поступления от оказания платных услуг населению, доходы от использования имущества некоммерческой организации (в том числе целевого капитала) и другие «коммерческие» поступления. Перечисленные доходы следует отразить в смете с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными АНО расходами.

Так же как и в отношении доходов, в смету включают все расходы, запланированные некоммерческой организацией на предстоящий год. Ряд экспертов рекомендует попытаться распределить расходы в планируемом бюджете по источникам финансирования, что упростит соблюдение сметы доходов и расходов. Такой подход заложен в основу отчета о целевом использовании полученных средств.

В нем все расходы разделены на две группы: затраты на целевые мероприятия и расходы, связанные с предпринимательской деятельностью организации. В первой группе можно выделить основные статьи затрат АНО, такие как заработная плата (включая начисления в бюджет и внебюджетные фонды), приобретение и ремонт основных средств, инвентаря, аренда помещения, коммунальные услуги, командировочные, материальные и все иные расходы, финансируемые за счет целевых источников.

Перечень расходов второй группы, связанных с предпринимательской деятельностью, аналогичен и включает ряд основных (зарплата, приобретение для оказания платных услуг оборудования) и прочих расходов. При этом не все расходы можно однозначно отнести к затратам, связанным с оказанием платных услуг. Есть ряд расходов общего плана, порядок распределения которых по видам деятельности организация устанавливает самостоятельно как для целей бухгалтерского учета, так и для составления сметы доходов и расходов.

При составлении сметы расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления АНО социальных услуг и нормам (нормативам) финансовых затрат на их предоставление. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций работникам) при составлении смет рассчитывается некоммерческими организациями с учетом местных цен и тарифов (например, расходы на коммунальные услуги). При этом следует учитывать повышение цен, которое нередко проводят поставщики коммунальных услуг в начале года.

Важно понимать, что все активы приобретаются за счет сметы некоммерческой организации, независимо от их назначения (для уставной или предпринимательской деятельности) {amp}lt;5{amp}gt;. Поэтому у бухгалтера АНО нет оснований исключать какие-либо расходы из сметы некоммерческой организации, за исключением случая, когда у АНО нет уверенности в том, что предполагаемые расходы будут осуществлены.

Кто составляет и с кем нужно согласовывать?

Сметы  |12 Апр 2017  |  28923

Перед тем, как осуществить какие-либо затраты, практически всегда происходит их планирование.

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

По сути, определение примерных сумм, направляемых на те или иные статьи затрат и является составлением сметы предстоящих расходов.

Причем это может касаться как решения повседневных вопросов в жизни человека, так и, в еще большей степени, деятельности предприятий и организаций. Планированием затрат в той или иной форме занимаются практически все.

Под сметой расходов обычно понимается расчет всех затрат, необходимых для выполнения запланированных работ, выпуска изделия, реализации мероприятий, связанных с достижением намеченных целей организации и других подобных ситуациях. Иногда составление документа выполняется на добровольной основе.

Однако, достаточно часто разработка сметы расходов, а также последующее ее утверждение и согласование являются требованием российского законодательства. Например, составление баланса расходов и доходов (являющегося разновидностью сметы расходов) – одно из обязательных условий работы любой некоммерческой организации.

Учитывая, что их число достаточно велико, становится понятным, почему вопросу, как составить смету расходов грамотно и максимально точно, уделяется столько внимания.

К числу некоммерческих организаций (НКО) относятся:

  • образовательные (университет, детский сад или школа), культурные (музей, национальный парк или выставка) медицинские (поликлиника, стоматологический центр и т.д.) государственные и частные учреждения;
  • ТСЖ, жилищно-строительные и потребительские кооперативы;
  • организации по защите прав граждан;
  • органы местного и государственного управления;
  • благотворительные фонды и организации;
  • религиозные объединения;
  • подразделения министерства обороны, МЧС и МВД.

Для всех вышеперечисленных организаций необходимо ежегодное составление сметы расходов и доходов, а также итогового документа, содержащего информацию об ее исполнении.

Особо строгие требования предъявляются к государственным казенным учреждениям, которые частично или в полной мере финансируются из бюджета.

В этом случае четко прописывается вся процедура составления, начиная от сроков разработки рассматриваемого документа и заканчивая требованиями по его утверждению и согласованию.

Учитывая большое количество некоммерческих организаций, примеры которых были приведены выше, становится понятным актуальность вопроса грамотного составления смет расходов и последующего их исполнения.

Во многом качеством этих процессов определяется уровень и степень контроля над распределением значительной части государственного бюджета.

Неудивительно, что наиболее подробно регламентируются и контролируются именно те некоммерческие организации, в финансировании которых присутствуют в той или иной степени бюджетные средства.

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

В качестве примера можно привести ситуацию, сталкиваться с которой в реальной жизни приходилось практически каждому.

Уровень затрат на коммунальные платежи в домах, которых находятся под управлением ТСЖ, определяется, в том числе, и путем составления сметы расходов на будущий год, а также анализа исполнения документа, разработанного в прошедшем календарном периоде.

В этом случае смета расходов должна быть не только максимально точной, что важно для жильцов дома, не желающих переплачивать, но и доступной и легкой для проверки. Не секрет, что некоторые представители коммунальных служб предпочитают умышленно усложнить выполняемые расчеты – так гораздо проще запутать плательщиков и предъявить им большие, чем необходимо, суммы к оплате.

В этом случае целью оформления документа обычно выступает расчет себестоимости выпускаемой продукции, необходимый для определения цены реализации.

Очевидно, что в современных рыночных условиях важность грамотного выполнения этого процесса сложно переоценить.

Смета доходов и расходов является плановым документом, для контроля за исполнением которого организации следует составить фактический документ — отчет об исполнении сметы. В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета АНО, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности.

С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год. И еще.

А.В.Авдеев

Эксперт журнала

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Смета делится на доходную и расходную части. Документ может быть подробным или кратким — разрешается рассматривать каждую статью затрат в отдельности или только по группам. Смета доходов и расходов отражает планы на конкретный срок (как правило, квартал, 6 или 12 месяцев) и содержит список статей денежных поступлений и затрат, стандартный для данной фирмы. Необходимо также предусмотреть отдельную строку для расходов, которые не планируются, но могут иметь место.

Для того, чтобы грамотно составить смету некоммерческого предприятия, нужно придерживаться обозначенных ниже рекомендаций, при этом обращая внимание на особенности конкретной фирмы:

  1. Унифицированной формы и строгих требований к сметам некоммерческих фирм не существует. Желательно во внутреннем акте компании закрепить её шаблон, это значительно ускорит процесс составления документа.
  2. Позволено вносить записи от руки или машинописным способом.
  3. Смета по структуре делится на 3 части: «шапку» (введение), основной раздел (зачастую делается в табличном виде), заключение (выводы).
  4. Для документа берутся листы любого удобного размера. Если потребовалось более одного листа, все страницы прошнуровываются (фиксация скрепками не приветствуется), на последней из них проставляется число скреплённых листов и ставится подпись оформителя и руководства.
  5. Документ, который был утверждён, по правилам не должен корректироваться, но когда учётная политика фирмы предполагает возможность внесения правок, исправления разрешаются (в рамках отчётного периода).

По данному вопросу указаний в законодательстве также нет. Смета может составляться на календарный год и разбиваться на кварталы или месяцы. Разбивать не обязательно, можно внести данные на 12 месяцев, не конкретизируя, к какому периоду относятся расчёты. Документ можно сформировать и на несколько лет, а затем выделить статьи по годам.

По завершении отчётного периода ответственное лицо анализирует, насколько задуманное и запланированное осуществилось, и соответствуют ли цифры расчётам в смете. Результаты анализа фиксируются в акте, также в нём прописываются фактически понесённые расходы и объёмы денежных поступлений. Анализ необходим, и игнорировать его проведение нельзя — сравнение планов и реальных показателей помогает оценивать отклонения и недочёты в планировании бюджета фирмы, а также исключить недостатки при формировании сметы в будущем.

Предлагаем ознакомиться:  Ходатайство о рассрочке уплаты административного штрафа образец

Смету всех движений денежных средств должен составлять специализированный человек.

Обычно эта функция возлагается на председателя или членов правления.

Но в случае если есть бухгалтер, то именно он будет ответственен за составление документа.

Необходимо помнить о том, что смета составляется не в произвольной, а в четко установленной форме, именно поэтому необходимо помнить о том, что человек, отвечающий за нее должен обладать экономическим или хотя бы юридическим образованием.

Смета – это план доходов и расходов на какой-то конкретный промежуток времени. Она составляется исходя из индивидуальных потребностей организации и включает в себя все позиции, по которым может происходить движение денежных средств.

Сметы могут формироваться как на организацию в целом, так и на какие-то ее отдельные проекты. Документ является приблизительным и строится обычно на основе данных из бухгалтерского учета. Также берутся в расчет предыдущий опыт и наработки, текущие нужды НКО, ее цели и задачи.

Поскольку в большинстве своем некоммерческие организации существуют на добровольные взносы (пожертвования, дарения и т.п. безвозмездные вливания), смета важна в том смысле, что позволяет отследить насколько обоснованно происходят траты из бюджета НКО и действительно ли они идут на целевые потребности.

Как и в любом другом предприятии, финансовую смету некоммерческой организации составляет бухгалтер или лицо, исполняющее его функции (например, руководитель).

В любом случае, вне зависимости от того, на кого будет возложена эта обязанность, после формирования, смета должна быть передана на подпись главному должностному лицу НКО.Его автограф подтвердит действительность сметы и даст «добро» на воплощение ее в жизнь.

Заверять бланк при помощи печати необязательно – это надо сделать, только если такая норма прописана в нормативных актах организации.

Смета обычно составляется, как уже говорилось выше, на определенный промежуток времени (чаще всего год, но может быть и полугодие, и квартал) и включает стандартный для той ли иной НКО перечень статей доходов и расходов, а также строку по непредвиденным тратам.

Как утвердить смету, кто утверждает смету

Смета должна быть одобрена и утверждена высшим органом управления или коллегиальным выборным органов, который действует на постоянной основе. Второму данное право даётся на основании положений Устава предприятия. Порядок утверждения документа зависит от формы создания компании.

Форма создания НКО Кто утверждает смету
Унитарные
Фонд Правление
Автономная некоммерческая организация Наблюдательный совет
Религиозная организация Уполномоченный на утверждение орган прописывается в положении Устава
Корпоративные
Потребительский кооператив Общее собрание участников
Общественная организация
Общественное объединение
Ассоциация
Союз
Товарищество собственников недвижимости
Казачье общество
Община коренных малочисленных народов РФ
Адвокатская палата
Коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация

Образец заполнения сметы

27.03.2018

Смета доходов и расходов ТСЖ представляет собой финансовый документ, в котором отражаются все поступления и траты. Сегодня поговорим о том, для чего это нужно, кто занимается ее заполнением, а также как избежать наиболее распространенных ошибок при ее составлении.

Что входит в доходы

Товарищество собственников жилья является некоммерческой структурой, осуществляющей предпринимательскую деятельность, если это не противоречит целям ее создания. Следовательно, оно ограничено законом в возможности получения прибыли. К легальным способам получения выручки согласно ст. 151 Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ) относятся:

  1. Внесение членских взносов. Их размер определяется уставом;
  2. Ведение предпринимательской деятельности. Согласно п. 2 ст. 152 ЖК РФ выделяется 3 основных направления:
  • Строительство добавочных помещений, входящих в общедомовую собственность дома;
  • Обслуживание, эксплуатация и ремонт квартир. Например, создание бригады слесарей, электриков, оказывающих дополнительные услуги гражданам по ценам, установленным прайс-листом;
  • Сдача нежилых помещений в аренду. Для этого необходимо, чтобы помещение было общедомовым, у него не было конкретно определенного собственника, а также чтобы сдача в аренду не ущемляла права иных лиц;

Глухие стены многоэтажного дома можно сдавать под рекламные баннеры, это позволит получить учреждению дополнительный источник денежных ресурсов. Также в аренду можно сдавать крышу дома сотовым операторам и провайдерам для расширения их зоны обслуживания.

  1. Внесение жильцами платежей обязательного характера;
  1. Получение государственных субсидий и дотаций. Рассчитывать на поддержку государства можно лишь в том случае, если товарищество участвует в различных проектах, разрабатывает и реализует программы по улучшению жилищных условий;
  1. Снятие процентов от денежной суммы, находящейся на банковском счете. Речь идет об общедомовом счете, либо средствах, отложенных на капитальный ремонт;
  1. Создание специального фонда, открытого по согласованию с собственниками квартир;
  1. Спонсорская помощь, благотворительные взносы. Принимаются от совершенно посторонних людей.

Вступительные взносы, средства, перечисленные в благотворительных целях, а также денежную сумму, полученную за проведение ремонта, не следует отражать к книге доходов, если ТСЖ находится на упрощенной системе налогообложения. В этом случае перечисленные суммы указываются отдельно (Письмо Минфина России от 10.04.2012 года №03-11-11/119).

Помимо доходов у каждой организации есть обязательные расходы, в том числе на:

  • Нужды дома (например, закупка строительных материалов);
  • Оплату труда наемных работников, осуществляющих обслуживание здания;
  • Оплату услуг учреждений, сотрудничающих с товариществом собственников (например, вывоз мусора, клининговая служба);
  • Оплату счетов ресурсоснабжающих организаций;
  • Приобретение канцтоваров;
  • Обучение персонала;
  • Ремонт жилого фонда дома.

Помимо основных, есть дополнительные траты на:

  • Страхование имущества;
  • Погашение налогов;
  • Внесение платы по кредитам, банковским услугам;
  • Судебные издержки;
  • Непредвиденные траты.

Если денежных средств достаточно для ведения текущей деятельности организации, размер членских взносов может быть уменьшен по согласованию сторон.

В целом, расходы подразделяются на следующие виды:

  • Накладные. Не привязаны к промежуточному результату, имеют отношение ко всему проекту. Например, выплата заработной платы, транспортные издержки и пр.;
  • Постоянные. Административные и общие издержки. Эти траты возникают всегда, их невозможно исключить, но они не требуют сиюминутного исполнения.

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

Сократить обязательные траты поможет установка энергосберегающих ламп, общедомовых приборов учета.

Смета ТСЖ – отчет, в котором содержится указание на все возможные источники получения прибыли, а также целевое использование денежных средств, куда входят (п.1 ст.137 ЖК РФ):

  • Издержки на текущее восстановление состояния жилого дома;
  • Траты на капитальный ремонт;
  • Взносы в дополнительный фонд.

Бюджет устанавливается на год. По нему можно проследить все материальные траты и приобретения в случае необходимости. Согласно ст. 137 ЖК РФ учет финансовых поступлений помогает установить фиксированный размер платежей и взносов для каждого владельца квартиры. Разрабатывается на основании базового уровня цен, в последующем происходит корректировка до фактической стоимости.

Данные в ведомости не могут превышать установленного размера заработной платы по региону. Также материальное поощрение не может зависеть от уровня доходов и расходов товарищества.

Законом не оговариваются сроки принятия документа, по этим причинам временной интервал, а также основные положения книги учета следует заранее обговаривать в уставе.

Назначение

Бюджет разрабатывается для того, чтобы

  • Определить размер членских взносов;
  • Сократить издержки в случае необходимости;
  • Наглядно представлять деятельность организации.

Книга учета должна подтверждаться наличием платежных документов.

Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации

Выделяются следующие виды сметы:

  • Объектная. Предполагает оценку материальных вложений на одно помещение;
  • Сводная. Содержит затраты на ремонт всего здания и всех его подсобных помещений;
  • Локальная. В нее входит восстановление одного узла в здании или на придомовой территории.

Обязанность вести учет отражена в ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года, а также в ч. 3 ст. 148 ЖК РФ.

Делается это для того, чтобы жильцы не чувствовали себя обманутыми, а товарищество могло контролировать движение ресурсов.

Если учреждение не занимается поиском дополнительных источников денежных средств, кроме как платежи жильцов, то необходимость в ведении сметы доходов отсутствует, а полученные деньги полностью определяются учетом расходов.

Если же организация занимается извлечением дополнительной прибыли, имеет смысл составлять книгу доходов и расходов, где фактические траты не влияют на прибыль, а значит, появляется возможность сократить взносы владельцев.

В соответствии со ст. 150 ЖК РФ выполнение сметы проверяется ревизионной комиссией, созданной своими силами, ежегодно в конце отчетного периода. По результатам проверки составляется отчет, который оглашается на общей встрече жильцов. Он может быть составлен в качестве отдельного документа, либо отражен в самой сметной таблице отдельным столбцом.

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 года;
  • Письма Минфина.

В случае если в штате есть бухгалтер, функция по составлению отчета возлагается на него, если такого специалиста нет, обязательства по его заполнению переходят к председателю, либо правлению.

Формы ведения акта разрабатываются самостоятельно и утверждаются путем открытого ания собственников. Документ является основой финансирования на текущий год.

В его основе может быть использована следующая информация:

  • Сведения предыдущих лет;
  • Технические данные дома (площадь общего имущества, этажность и др.);
  • Размер инфляции;
  • Стоимость услуг по управлению и обслуживанию жилого фонда;
  • Объем неизрасходованных средств за предыдущий период;
  • Остатки стройматериалов.
  • полное наименование некоммерческого предприятия,
  • день формирования документа,
  • срок, на который она составлена.

Основная (табличная) часть включает:

  • сумму оставшихся с предшествующего отчётного периода денежных средств;
  • в порядке очереди указываются статьи денежных поступлений с учётом особенностей деятельности данной фирмы (напротив статей проставляются приблизительные суммы);
  • по той же схеме записываются затраты компании;
  • рассчитывается итог.

Законодательные акты по теме

Статья Название
п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ О праве постоянно действующего коллегиального выборного органа некоммерческой организации (на основании устава) и высшего органа управления утверждать смету доходов и расходов

Что можно сделать, если расходы превысили затраты, запланированные в смете?

На что расходуются средства? Средства могут расходоваться на совершенно различные нужды. Рассмотрим основные способы распределения денежных средств:

  1. На нужды дома. Так, к тратам относят закупку материала.
  2. Вторая причина, по которым может осуществляться трата – это оплата труда наёмных работников, которые осуществляют действия по содержанию дома.
  3. К тратам относят деятельность организаций сотрудничающих с товариществом и осуществляющих действия по договору, например, вывоз мусора.
  4. На благодарность за действия председателей и правления.
  5. Расходуются денежные средства на оплату счетов ресурсо-обеспечивающих организаций.
  6. На покупку соответствующего инвентаря для осуществления работ.
  7. Покупка различных канцелярских товаров для нужд товарищества.
  8. На услуги кредитной организации, на счетах которой располагаются денежные средства.
  9. Обучение персонала по работе с домом.
  10. На страхование.
  11. Смета доходов и расходов автономной некоммерческой организации
    Оплата различных налогов, в том числе и земельного.
  12. Ремонт жилищного фонда конкретного дома.
  13. Премии и поощрения персоналу.
  14. Различного рода непредвиденные убытки.

О видах обслуживания ТСЖ читайте в нашей статье.

В такой ситуации АНО следует проанализировать причины допущенного превышения сметы, с тем чтобы как можно точнее спрогнозировать свои доходы и расходы на следующий год. Что касается прошедшего года, то в нем все расходы, в том числе и те, которые превысили запланированные, осуществляются за счет средств, полученных некоммерческой организацией.

Предлагаем ознакомиться:  Образец договора переуступки права аренды земельного участка

Других вариантов финансирования АНО не заложенных в смету расходов просто нет, вопрос только в том, за счет каких поступлений отражать такие расходы. Целевые средства идут на финансирование определенных расходов, превышение которых допустимо, но только после того, как соответствующие изменения будут внесены в смету.

Если таких изменений в смету в текущем году не было внесено, то в распоряжении АНО остаются доходы от предпринимательской деятельности, которые не так строго лимитированы как целевые средства. В связи с этим у АНО больше возможностей отнести превысившие смету расходы на счет поступлений от оказания платных услуг населению.

При этом следует помнить, что в отношении коммерческой деятельности АНО является плательщиком налогов (налога на прибыль или единого налога в случае применения УСНО). Уменьшение налоговой базы на сумму незапланированных расходов налоговики могут квалифицировать как занижение налога на необоснованные расходы. Поэтому АНО следует заранее позаботиться о документальном подтверждении и обосновании незапланированного перерасхода полученных средств.

Необходимость

Что такое смета и зачем нужна? Она детально отражает финансовую жизнь товарищества.

При финансовых проблемах, когда образуется нехватка денежных средств, анализ позволяет рассмотреть, какие траты являются необходимыми, а каких можно избежать.

Кроме того, она является документом отчетности и если владельцы жилья потребуют каких либо объяснений по поводу тех или иных трат, то правление может отчитаться перед жильцами при помощи предоставления соответствующих документов по каждому пункту.

Напомним, что прописанное в смете должно четко соответствовать каким либо платежным документам.

Узнайте из наших статей о стандартах раскрытия информации перед собственниками, а также о том, как провести ревизию в ТСЖ.

Обязано ли ТСЖ её вести?

Какими законами регламентируется? В соответствии со статьей 3 Федерального закона о некоммерческих организациях, ТСЖ обязано вести смету.

Эта необходимость складывается ввиду того, чтобы жильцы не чувствовали себя обманутыми или сомневались в чем то.

Кроме того, жилищный кодекс обязывает членов товарищества отчитываться по своим тратам ввиду того, что собрание является основным управляющим органом товарищества.

О вопросах реорганизации, ликвидации и банкротства ТСЖ читайте на нашем сайте.

Пример составления сметы расходов

Итак, для начала общая информация.

  1. Единого образца сметы расходов и доходов НКО на сегодня нет, так что представители организаций могут составлять ее в произвольной форме. Хорошо, если в НКО есть свой шаблон документа – тогда туда достаточно вписать необходимые на данный период времени строки и цифры, а также убрать все лишнее. Мы же исходим из того, что такого шаблона нет и двигаемся дальше.
  2. Смету можно составлять на простом обычном листе любого удобного формата. Если листов несколько (т.е. смета длинная и детальная), все листы нужно скрепить между собой при помощи суровой нити (степлер использовать не рекомендуется), указав на последней странице количество листов и поставив подпись ответственного за составление сметы сотрудника.
  3. Смета может быть составлена как от руки, так и напечатана в электронном виде (с последующей распечаткой).
  4. Данный документ, как любой другой бланк, имеющий отношение к деятельности организации, по структуре условно можно разделить на три части. Первая — это «шапка», т.е. вводный раздел, затем идет основная часть (ее обычно оформляют в виде таблицы) и, наконец, заключение. Последовательность этих частей нарушать не следует.

В готовую, утвержденную смету вносить правки крайне нежелательно, однако, если это предусмотрено в учетной политике организации, в течение отчетного периода некоторые статьи корректировать допускается.

Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.

  • Доходная табличная часть сметы начинается с внесения остатка средств предыдущего периода.
  • Взносы учредителей поступают в двух случаях: при создании НКО, а также при увеличении уставного фонда посредством поступления дополнительных взносов. Срок поступления учредительских взносов в общем случае ограничен одним годом с даты госрегистрации юридического лица. Из этого следует, что на следующий сметный период (финансовый год) можно планировать поступления по данной статье доходов в размере, не превышающем задолженности учредителей на момент начала нового сметного периода. Кроме того, предельное время внесения задолженности не может превышать установленный законодательством срок для внесения взносов. Необходимую информацию для внесения данных можно взять из учредительных документов.
  • Вступительные взносы вследствие того, что они могут поступать в течение всего срока функционирования НКО, сложно прогнозировать. С определённым приближением делается это на основании статистики прежних лет и динамики увеличения (уменьшения) числа новых членов за сопоставимый период. Кроме того, учитывается тенденции количества добавлений в начале или в конце года. Данные аналитики работников НКО становятся основанием для внесения сумм по этой статье.
  • Членские взносы тоже можно спрогнозировать только с помощью аналитического подхода, поскольку количество вступивших и выбывших членов организации может сильно варьироваться в зависимости от множества внутренних и внешних для НКО факторов.
  • Добровольные пожертвования, вопреки опасениям, определяются с высокой степенью точности, поскольку такие поступления становятся следствием проведения целевых мероприятий и программ. Для этого проводятся соответствующие финансовые вычисления с расчётом на профессионализм и рабочие показатели активности и результативности специалистов, работающих в НКО. В случае просчёта (невозможности собрать планируемую сумму добровольных пожертвований) в расходной части документа выполняются только обеспеченные средствами мероприятия.
  • Целевое финансирование поступает от учредителей на решение тех задач, ради которых организация создавалась. Поэтому трудности с планированием имеют чаще не содержательный, а процессуальный характер – необходимо определить необходимый объём средств, провести многоступенчатую разработку и утверждение. Основанием для проработки этой статьи становятся данные из пакета документов лица-отправителя средств.
  • Предпринимательская деятельность возможно в случае недостаточного финансирования деятельности организации с помощью иных источников дохода. Объём средств от такой деятельности планируются на основе бизнес-планов (или документов-аналогов). В этом случае в расчётах надо учитывать расходы на выполнение услуг или изготовление продукции и доходы от реализации продукта. Прибыль, после уплаты всех налогов, может быть направлена исключительно на уставные цели.

Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.

  • Зарплата работников НКО рассчитываются либо по тарифным ставкам, либо по другим системам начисления зарплат. Сюда же входят суммы доплат, надбавок, компенсаций. Эти расходы отражаются согласно существующему штатному расписанию и прилагаемым к нему расчётов. При этом учитываются персональные размеры зарплат, определённые квалификацией сотрудника, опытом и выслугой лет.
  • Начисления на зарплату проходят отдельной статьёй расходов, что объясняется требованиями формирования статистической и бухгалтерской отчётностей и разными адресатами получения расходуемых средств. В первом случае – это работники НКО, а во втором – бюджеты, в которые поступают начисления и, в том числе, – взносы в ФСС и единый социальный налог.
  • Коммунальные расходы рассчитываются на основании договоров на поставку коммунальных услуг и приложений к ним с указанием объёмов по месяцам и изменений расценок. Такой детализированный подход позволяет отразить в смете динамику увеличения и снижения расходов в течение года.
  • Административные расходы включают командировочные, оплату консультантов, информационных агентств, канцелярские расходы и др. Каждый вид затрат может быть рассчитан отдельно и независимо, а может приниматься по нормативам от введённой базы.
  • Хозяйственные расходы касаются оплаты эксплуатационных расходов на содержание зданий, уборку, ремонт основных средств. Поскольку ремонт относится к планово-предупредительной категории расходов, технические службы собирают пакет документов с характеристиками ремонтных работ, заранее определяя потребности в объёме средств и материально-производственных ресурсах. Хозяйствующим субъектам главой 25 Налогового кодекса рекомендуется устанавливать нормативы ремонтных расходов по размеру их начальной или восстановительной стоимости. Общий норматив хозяйственных расходов можно устанавливать по тому же принципу.
  • Целевые расходы синхронизируются с расчётов статьи целевых доходов. Поскольку в течение года доходные средства поступают неравномерно, задача составителей сметы, учесть это и выстроить равномерную систему целевого расходования на базе имеющихся данных.
  • Прочие расходы не дублируют статью непредвиденных расходов, которая идёт отдельным резервным фондом. К прочим расходам относятся предвиденные затраты, но те, которые не вошли в предыдущие категории.
  • Непредвиденные расходы могут не выделяться в смете вовсе, но эту статью обычно предусматривают, если в прошлые годы работы НКО были регулярные случаи незапланированных трат. Объём резерва из-за природы непредвиденных расходов установить сложно, поэтому, чаще всего, если он появляется, то «привязывается» к общей сумме расходов в качестве определённого процента или аналитически на основе статистики прежних периодов.

В промежуточной строке итоговых доходов, помимо планируемых поступлений, отражается и та сумма, которая была зафиксирована в смете на начало сметного периода. После табличной части расходов итоговым остатком выносится сумма, которая перейдёт в первую строку сметы следующего периода.

Учитывая большое количество некоммерческих организаций, примеры которых были приведены выше, становится понятным актуальность вопроса грамотного составления смет расходов и последующего их исполнения. Во многом качеством этих процессов определяется уровень и степень контроля над распределением значительной части государственного бюджета.

Вместе с тем, не следует забывать и о том, что сметы расходов составляются не только там, где присутствует государственное финансирование. В качестве примера можно привести ситуацию, сталкиваться с которой в реальной жизни приходилось практически каждому. Уровень затрат на коммунальные платежи в домах, которых находятся под управлением ТСЖ, определяется, в том числе, и путем составления сметы расходов на будущий год, а также анализа исполнения документа, разработанного в прошедшем календарном периоде.

Не менее важной областью применения сметы расходов является их составление в коммерческих организациях, в частности, на промышленных предприятиях любой формы собственности. В этом случае целью оформления документа обычно выступает расчет себестоимости выпускаемой продукции, необходимый для определения цены реализации. Очевидно, что в современных рыночных условиях важность грамотного выполнения этого процесса сложно переоценить.

А.В.Авдеев

Эксперт журнала

бухгалтерский учет

и налогообложение»

27.03.2018

Что входит в доходы

Обязательным к применению отчет считается для некоммерческих организаций и бюджетной сферы. В смету включается набор показателей, по которым могут быть зафиксированы движения денежных средств.

Прогнозные значения могут охватывать как отдельное подразделение предприятия, так и деятельность всей организации.

Определение сметы расходов

Под сметой расходов обычно понимается расчет всех затрат, необходимых для выполнения запланированных работ, выпуска изделия, реализации мероприятий, связанных с достижением намеченных целей организации и других подобных ситуациях. Иногда составление документа выполняется на добровольной основе. Однако, достаточно часто разработка сметы расходов, а также последующее ее утверждение и согласование являются требованием российского законодательства.

Например, составление баланса расходов и доходов (являющегося разновидностью сметы расходов) – одно из обязательных условий работы любой некоммерческой организации. Учитывая, что их число достаточно велико, становится понятным, почему вопросу, как составить смету расходов грамотно и максимально точно, уделяется столько внимания.

Для всех вышеперечисленных организаций необходимо ежегодное составление сметы расходов и доходов, а также итогового документа, содержащего информацию об ее исполнении. Особо строгие требования предъявляются к государственным казенным учреждениям, которые частично или в полной мере финансируются из бюджета.

Добавить комментарий

Adblock detector