Основные типы маломерных судов
К маломерным судам относятся самоходные и несамоходные суда:
- водные мотоциклы (гидроциклы);
- моторные лодки;
- мореходные моторные лодки (боты);
- катера;
- шлюпки;
- яхты;
- гребные лодки;
- байдарки;
- надувные лодки и катамараны;
- парусные суда.
Классифицируются маломерки по разным параметрам, среди которых:
- тип двигателя (стационарный двигатель или подвесной мотор);
- материал корпуса (дерево, металл, резина, пластмасса или их композиция);
- режим движения (водоизмещение, режим глиссирования, подводные крылья, подводная подушка);
- способ передвижения (самоходные, несамоходные);
- назначение (для перевозки грузов или пассажиров, спортивные, прогулочные, служебные, спасательные, экспедиционные и др.);
- район плавания (морские, речные, озёрные);
- обводы корпуса (круглоскулый, остроскулый);
- тип движителя (гидравлический, воздушный, газоводомётный);
- конструкция набора корпуса (поперечная, продольная, смешанная).
Согласно Правилам государственной регистрации маломерные суда подлежат регистрации и учёту в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (ГИМС МЧС РФ). Существует единый порядок регистрации судов, принадлежащих физическим и юридическим лицам.
25 мая 2012 года вступили в силу изменения, согласно которым теперь не подлежат регистрации следующие маломерные суда:
- плавсредства, являющиеся принадлежностью судна;
- суда массой 200 кг и менее;
- суда массой 200 кг и менее с установленным двигателем 8 кВт и менее;
- спортивные парусные суда длиной до 9 м, используемые в некоммерческих целях;
- прогулочные суда, используемые в некоммерческих целях с количеством пассажиров до 12 человек и общим количеством людей на судне не более 18 человек.
В законодательстве Российской Федерации
Регистрацию и надзор в отношении маломерных судов осуществляет Государственная инспекция по маломерным судамМЧС России.
До 2017 года при регистрации судну присваивались регистрационные номера вида «Р 00-00 АА» для физических лиц, «РАА 00-00» для юридических лиц и «00-00 АА» для гребных и несамоходных судов; АА — двухбуквенный код региона регистрации с использованием кириллицы[2].
С 2017 года[3] судам присваивается номер вида «ББ ЦЦЦЦ RUSXX», где Б — буквы русского алфавита, совпадающие по начертанию с латинским, Ц — цифра, XX — цифровой код региона, совпадающий с автомобильным (кроме Республики Крым, которой присвоен номер 91).
До 2012 года регистрации подлежали гребные лодки грузоподъёмностью более 100 кг, байдарки грузоподъёмностью более 150 кг, надувные лодки и катамараны грузоподъёмностью более 225 кг. В 2012 году был установлен иной критерий необходимости государственной регистрации в виде «Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт (10,88 л.с.
ГИМС аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 регистовых тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт (5 и 74,78 л.с. соответственно) или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт (5 л.с.), водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания[4].
Согласно статье 11.9 того же кодекса
![]() | Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет. | ![]() |
Но складывается практика, что инспекторами ГИМС считается нарушением управление байдаркой без удостоверения (пусть даже на другой тип маломерных судов) в зоне «внутренние водные пути» (ВВП), то есть там, где незнание правил судовождения опасно для других судоводителей.
Приказ № 423 от 21 июля 2009 года «О внесении изменений в правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий, утверждённые приказом МЧС России.
Галерея
-
Гидроцикл
-
Надувная лодка
-
Моторная лодка с жестким корпусом
-
Катер
-
Хаусбот
Примечания
- ↑ 12Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна»
- ↑Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
- ↑СТРУКТУРА ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА МАЛОМЕРНОГО СУДНА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ
- ↑Приказ МЧС РФ от 21.07.2009 № 423 «О внесении изменений в Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённые Приказом МЧС России от 29.06.2005 № 498»
- ↑МЧС России :: Министерство — Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РоссииАрхивировано 2 апреля 2009 года.