Основания для подачи жалобы
Прежде чем составлять официальную бумагу или выяснять отношения с заведующей, нужно спокойно, без эмоций рассмотреть суть претензий к дошкольному учреждению.
Для жалобы в надзорные органы, которым подчиняется детское учреждение, нужны веские основания, имеющие фактическое подтверждение.

Детский сад
На детский сад можно пожаловаться, если:
- программы воспитания не соответствуют нормативам;
- в д/саду питание не соответствует физиологическим потребностям воспитанников, отсутствует меню в свободном доступе;
- в дошкольном учреждении нарушают санитарные нормы;
- д/сад нарушает либо не выполняет обязательства, прописанные в договоре;
- воспитатель допускает грубость, ненормативную лексику в общении с воспитанниками;
- установлены факты грубого обращения воспитателей с детьми, выявлены случаи физического насилия, рукоприкладства;
- незаконные денежные поборы на различные дополнительные нужды, не указанные в договоре.
Главное должностное лицо, отвечающее за безопасность и надлежащие условия пребывания детей в детском саду, — его заведующая. Она же является первой инстанцией, к кому обращаются за помощью для искоренения выявленных нарушений.
Поводом для обращения к заведующей может стать нарушения договорных обязательств садика либо отдельные случаи нарушения прав ребенка и родителей, серьезные ситуации, требующие личного вмешательства заведующей.
Куда можно пожаловаться
При обнаружении недостатков в работе детсада родители имеют полное право добиваться их устранения в различных инстанциях, которым государство поручило осуществлять регулирование деятельности детских учреждений.
Чтобы жалоба возымела действие, нужно выбрать организацию «по профилю». Обратиться с жалобой можно в следующие организации:
- Управление/Департамент образования;
- Министерство образования;
- Рособрнадзор;
- Роспотребнадзор;
- прокуратура;
- суд.
К адресату официальная бумага доставляется одним из способов:
- Пересылкой заказным письмом с уведомлением по почте.
- Посредством отправки на электронный адрес.
- Лично заявителем. Ответственный работник обязан зафиксировать факт обращения, проставив отметку о принятии на экземпляре заявителя.
Законом оговаривается срок ответа на поступившее обращение — 30 дней.

Как пожаловаться на садик
Как быть, если жалоба заведующей о нарушениях осталась без должного внимания, и меры приняты не были?
Первая инстанция, в которую следует обращаться с письменной претензией, — местное Управление образования, ведающее вопросами деятельности дошкольных учреждений. Жалоба на заведующую детским садом в Управление образования подается, если ее внимание уже обращалось на проблему, но реакции не последовало.
К обращению прибегают при невыполнении либо ненадлежащем исполнении образовательной программы, незаконных поборах в детском саду, выявленном отсутствии профильного образования у воспитателей, фактах насильственных действий в отношении ребенка со стороны персонала детского учреждения.
Для отправки жалобы удобнее всего воспользоваться интернетом.
Нужно последовательно выполнить действия:
- Зайти на официальный сайт Министерства (https://минобрнауки.рф/).
- Найти раздел «Подать обращение».
- Выбрать «Отправить жалобу».
- Заполнить строчки готовой формы.
- Подтвердить отправку документа.
Результат рассмотрения предоставляется не позднее 30 дней с момента отправки жалобы.
В инстанцию обращаются, если:
- в д/саду нарушен образовательный процесс;
- на занятиях используются материалы, способные нанести ребенку психологическую травму;
- детское учреждение не имеет лицензии на оказание услуг подобного рода.
Жалобные обращения принимаются в электронной приемной надзорной организации.
Данная организация работает с жалобами, в которых сообщается о нарушениях прав потребителей.
Основания:
- нарушение санитарных норм в местах пребывания ребенка;
- предоставление некачественных или опасных для детей игрушек;
- серьезны проблемы с питанием (некачественные продукты, нарушения при составлении детского меню);
- нарекания на общее состояние помещений д/сада;
- услуги, на оказание которых у детсада нет прав.
Для обращения в прокуратуру нужны более веские причины, к примеру:
- факты насилия над ребенком физического или психологического характера;
- оставление ребенка в опасной ситуации;
- неоказание помощи, либо помощь ребенку в ненадлежащем объеме;
- вымогательство со стороны сотрудников детского учреждения;
- отсутствие реакции организаций, куда жалобы отправлялись ранее.
Для составления заявления в прокуратуру на детский сад стандартного образца не разработано, соблюдаются только правила составления делового письма.

Образец для прокуратуры
По обращению в детский сад прокурором будет назначена проверка, по результатам которой может начаться судебный процесс. Если сведения, указанные в жалобе, найдут подтверждения, родители могут претендовать на возмещение морального или материального ущерба.
Таблица 1. Куда обращаться
Наименование инстанции | Основание |
Отдел (управление, департамент) образования администрации населенного пункта | Непредоставление места в дошкольном учреждении (особенно часто с формулировкой «нет мест») |
Министерство образования субъекта | Если проблема с садиком не решена на уровне отдела образования, подается жалоба в надзорные ведомства, в том числе претензия в Роспотребнадзор |
Уполномоченный по правам ребенка | |
Рособрнадзор | |
Роспотребнадзор | |
Прокуратура | Когда прочие инстанции вопрос не решили или просят взятку, при этом бездействие прокурора тоже можно оспорить |
Суд | Право получения бесплатного дошкольного образования можно отстоять в суде |
Кто может подавать жалобу
Авторами документа в вышестоящие инстанции могут быть:
- родители ребенка;
- группа родителей, чьи дети посещают д/сад;
- сотрудники детского учреждения.
В случае неправомерных действий по отношению к сотрудникам либо несогласии коллектива детского сада с формами и методами работы руководителя, коллеги могут подать коллективную жалобу.
Важные моменты
- Встать на очередь можно сразу после рождения ребенка и получения документов.
- Малыши с 1, 5 до 3 лет могут посещать ГКП (на 1, 5 -3 часа в день). Если Вы желаете получить такой вариант места, поставьте галочку в специальной графе на бланке электронной заявки или утоните этот момент в МФЦ лично.
- На момент зачисления в младшую группу ребенку должно исполниться 3 года.
- После получения места в садике, родители обязаны явиться с документами в ДОУ не позже, чем через 20 дней. В случае задержки, отсутствия документов или заявителя лично, места передается следующему ребенку по очереди.
- Если у Вас не мет прописки в Москве, пропишите ребенка временно с одним из родителей на арендуемой площади или у родственников.
Как правильно написать жалобу
К форме написания жалобы стандартных требований не существует, письменно обозначить суть вопроса можно в произвольном изложении. Важно правильно оформить бумагу, придерживаясь унифицированного стандарта.
В жалобе на детский сад указываются:
- Вверху, справа — ФИО, должность, место работы лица, кому направляется жалоба.
- После небольшого отступа, ниже — данные автора апелляции (ФИО, адрес проживания, телефон для связи).
- В середине листа, в центре, крупными буквами — заголовок документа, «ЖАЛОБА».
- Ниже заголовка пишется основная часть апелляции. Вначале подробно излагается суть обращения, с перечислением фактов, имен и фамилий, дат, сроков — все, что имеет отношение к делу.
- Далее указываются меры, которых автор жалобы ожидает по итогам обращения.
- В нижней части листа проставляется дата составления. Жалоба обязательно подписывается личной подписью, в скобках указывается расшифровка фамилии заявителя.
Если у одного из родителей или родительского коллектива из нескольких человек есть претензии к руководителю детсадом, пишется жалоба на заведующую, при этом в документе сохраняются все поля унифицированной формы, детали и обстоятельства конфликтной ситуации излагаются в основной части.

Коллективная жалоба на заведующую
Льготы на место в детском саду
Льготники делятся на 2 группы:
- Первая очередь:
- Дети военных.
- Семьи полицейских.
- Дети-инвалиды.
- Семьи с 3 и более детьми.
- Вторая очередь:
- Матери одиночки.
- Работники ДОУ.
- Сироты, приемные дети.
- Семьи участников ликвидации ЧАЭС.
Таким категориям граждан сад предоставлять раньше всех, остальные идут по обычной очереди. Для получения льгот необходимо представлять подтверждающие документы (копии и оригиналы).
Куда можно пожаловаться
Если в предоставлении места в дошкольном учреждении отказано отделом образования, следует обратиться с заявлением о нарушении в другие инстанции.
С жалобой на отдел образования по поводу непредоставления места в садике обращаются в вышестоящие инстанции: вначале — в местные органы власти, затем, при отсутствии результата, — в Минобразования. В случае исключения/перемещения вниз очереди, либо неправомерного отказа следует обращаться в прокуратуру, подавать заявление в суд.
Пребывание ребенка в детском саду априори должно быть безопасным, полезным для его духовного, образовательного, физического развития. Если родителями замечены нарушения действующего законодательства, морально-этических норм и правил, следует принять немедленные меры для нормализации ситуации.
Куда обратиться, если очередь не двигается
Движение вниз по очереди в садик возможно, это нормальная ситуация. Но такая обстановка очень раздражает родителей. Были 105, уже готовились через 1-2 месяца пойти в детский сад, а стали 178. Мамы и папы малышей в этом случае переполняются негодованием, злостью.
Объясняется сдвиг вниз следующими причинами:
- Перед Вами встали льготники первой и второй очереди.
- Группы детского сада, в которые вы планировали записаться (основные) переполнены, заявление было перенаправлено в дополнительные ДОУ.
Выяснить точную причину «неправильного» движения очереди можно в Департаменте образования Москвы по тел: 7(495) 530-71-71